Полный текст с изображениями упражнений наставления по физической подготовки в ВС РФ (НФП-2009). Нормативы, комплекс вольных упражнений, спецприемы с инструкциями, лыжная подготовка, упражнения для физподготовки женщин.
Содержание
ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ НПФ-2009
ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ НПФ-2009- Занятия по военно-прикладному плаванию направлены на формирование навыков в военно-прикладном плавании, воспитание выдержки и самообладания при нахождении в воде, развитие общей выносливости.
Занятия проводятся только под руководством командира подразделения в соответствии с инструкцией по организации занятий по военно-прикладному плаванию и купанию (приложение 14,).
- В содержание занятий по военно-прикладному плаванию включаются плавание вольным стилем, брассом, плавание в обмундировании с оружием, ныряние в длину, прыжки в воду, оказание помощи утопающему, переправы вплавь в составе подразделения через водные преграды и с помощью подручных средств.
- Занятия по военно-прикладному плаванию проводятся на специально оборудованных водоемах и водных станциях при температуре воды не ниже 17°С, а также в закрытых и открытых бассейнах с подогревом воды.
- В местах лагерного расположения каждая воинская часть (военно-учебное заведение) оборудует водную станцию с вышкой для прыжков в воду. Место для водной станции выбирается начальником физической подготовки и спорта воинской части (кафедры военно-учебного заведения) совместно с врачом и утверждается командиром воинской части (начальником вуза).
- Для неумеющих плавать оборудуется участок водоема у берега размером 10х25 м, глубиной до 1,2 м с чистым дном.
- Для умеющих плавать сооружается бассейн размером 10х25 или 20х25 м, глубиной у стартового плота — не менее 1,5 м.
Для проведения занятий по прыжкам в воду с 3-5-метровой вышки необходима глубина воды 3,5-4 м. Глубина должна сохраняться под 3 и 5-метровыми вышками на протяжении 6 и 9 м от края вышки вперед и на 2,5 м ─ в стороны. Дно под вышкой должно быть очищено от коряг и камней.
- В полевых условиях занятия по военно-прикладному плаванию проводятся в естественных водоемах, прибрежных участках реки, озера, пруда или моря.
- Выбранное по усмотрению командира части (подразделения) место для занятий ограничивается вехами или поплавками.
Граница участка для плавания не должна быть дальше 50 м от берега.
- Для занятий по военно-прикладному плаванию в горных районах вода из реки отводится в котлованы, а на мелких реках устраиваются простейшие запруды.
- Место для занятий по военно-прикладному плаванию обеспечивается учебными досками, подручными средствами для обучения переправам и стрельбе с воды, шнурами длиной 3,5 м с поплавками на конце для страховки при нырянии в длину, спасательными средствами. Организация занятий по военно-прикладному плаванию проводится в соответствии с приложениями 11 и 12.
- В раздел «Военно-прикладное плавание» включаются следующие упражнения:
Упражнение 56. Плавание на 100 м в спортивной форме.
При плавании брассом и вольным стилем старт выполняется со стартовой тумбочки. По команде «ЗАНЯТЬ МЕСТА» военнослужащие становятся на задний край стартовой тумбы. По команде «НА СТАРТ» ступни ног поставить на ширину 15-20 см, захватить пальцами передний край тумбы, ноги согнуть в коленях, туловище наклонить вперёд, руки отвести назад. По команде «МАРШ» сделать взмах руками и оттолкнуться ногами от тумбы вперёд вверх, в полёте выпрямить тело, руки вытянуть вперёд.
При плавании вольным стилем применяется любой способ. Поворот выполнять с обязательным касанием стенки любой частью тела.
Упражнение 57. Плавание в обмундировании с оружием.
Из исходного положения на стартовой тумбочке (сапоги, ботинки сняты и заправлены за поясной ремень спереди или сзади подмётками наружу, голенища согнуты к носкам стопы, автомат с пристегнутым магазином за спиной) по команде руководителя прыгнуть в воду и проплыть дистанцию любым способом. Упражнение считается не выполненным при утере оружия или предметов обмундирования.
Упражнение 58. Плавание в обмундировании с раздеванием в воде на 100 м.
Из исходного положения в воде в полной выкладке (обмундирование, снаряжение, макет оружия). По команде «МАРШ» снимаемые предметы обмундирования, снаряжения и макет оружия вешаются на продольные лямки вещевого мешка, затем военнослужащие с вещевым мешком в руках проплывают дистанцию.
Упражнение 59. Ныряние в длину.
Из исходного положения на стартовой тумбочке прыгнуть в воду и плыть под водой любым способом, ориентируясь по линии на дне бассейна или натянутому шнуру на глубине 1-1,5 м. Старт принимается индивидуально по готовности военнослужащего к выполнению упражнения. Разрешается принимать старт толчком от стенки бассейна. Во время ныряния военнослужащий должен находиться под водой. В случае появления на поверхности воды любой части тела упражнение прекращается и считается невыполненным. Результат определяется по появлению любой части тела на поверхности воды. Запрещается при выполнении упражнения передвигаться вперед, цепляясь за путеводный шнур.
- Меры безопасности при проведении учебных занятий
по военно-прикладному плаванию.
Основными условиями, обеспечивающими предупреждение несчастных случаев и травматических повреждений при обучении плаванию, являются: правильная организация и проведение занятий, высокая воинская дисциплина занимающихся и соответствующее оборудование мест занятий.
В целях обеспечения безопасности военнослужащих руководитель занятия обязан:
проверить наличие и готовность спасательных средств и аптечки;
проверить перед проведением занятий на водной станции исправность поворотных щитов, разграничительных дорожек и другого оборудования;
проверить количество военнослужащих до входа в воду, в воде и после выхода из воды;
назначить двух-трех пловцов для наблюдения за занимающимися;
разрешать входить в воду и выходить из нее только по команде;
проводить обучение стартовому прыжку при глубине не менее 1,2 м, прыжкам в воду с 3-метровой вышки – не менее 3 м, с 5-метровой – не менее 4 м;
запрещать прыжки в воду и ныряние военнослужащим, перенесшим заболевания среднего и внутреннего уха, а к плаванию допускать их только в том случае, если слуховой проход заложен ватой, густо смазанной вазелином;
запрещать во время прыжков в воду плавание около вышки; разрешать очередному военнослужащему прыгать не ранее, чем предыдущий прыгун отплывет от места входа в воду на расстояние не менее 5 м;
проводить ныряние в условиях водной станции только после того, как дно будет тщательно проверено и очищено от коряг, свай и других предметов; обучать нырянию только со страховочным концом длиной 5-6 м с поплавком на одном конце; перед нырянием ознакомить обучаемых со способами выравнивания давления на барабанные перепонки;
при обучении военнослужащих плаванию в одежде с оружием проверять у них правильность подгонки обмундирования и снаряжения, а также крепление поддерживающих предметов; проводить занятия вначале на глубине 1,5-2 м, а при переходе на глубокое место переправу осуществлять вдоль натянутой веревки с поплавками;
прекращать занятие в воде, если у занимающихся появились признаки сильного охлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ).
МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВАФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
3.1 Методика физической подготовки
- Методику физической подготовки военнослужащих составляет совокупность взаимосвязанных методов и методических приемов.
- Методы физической подготовки — это определенные способы или пути решения какой-либо конкретной задачи по физическому совершенствованию военнослужащих. В процессе физической подготовки применяются различные методические приемы, представляющие собой отдельные звенья соответствующих методов физического совершенствования.
- В процессе физической подготовки используются методы обучения, развития и воспитания.
- 67. Методы обучения направлены на формирование у военнослужащих прикладных двигательных навыков, приобретение теоретических знаний, привитие им командно-методических и организаторских навыков и умений.
- Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование двигательных навыков включает: ознакомление, разучивание и тренировку.
Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, образцово его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение; при необходимости показать упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения.
Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания:
в целом – если физическое упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно;
по частям – если физическое упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;
по разделениям – если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;
с помощью подготовительных физических упражнений — если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.
После разучивания упражнение выполняется в целом.
Тренировка заключается в систематическом многократном повторении разученного упражнения с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической нагрузки. Тренировкой обеспечивается совершенствование двигательных навыков, физических и специальных качеств.
Основными методами тренировки являются: равномерный, повторный, переменный, интервальный, контрольный и соревновательный.
Тренировка проводится в такой последовательности:
выполнение упражнений в простой обстановке: вначале – без оружия и без снаряжения, а затем – с оружием и снаряжением;
выполнение упражнения после действий, дающих значительную физическую нагрузку;
выполнение упражнений в комплексе с другими действиями как в специально подготовленных местах, так и на различной по характеру местности;
выполнение некоторых упражнений в средствах индивидуальной защиты, в условиях ограниченной видимости ночью.
- Ошибки, возникающие в процессе обучения физическим упражнениям, исправляются в такой последовательности:
при групповом обучении – вначале – общие, затем — частные;
при индивидуальном обучении – вначале – значительные, затем – второстепенные.
Предупреждение ошибок обеспечивается:
четким показом и объяснением техники выполнения физических упражнений;
правильным первоначальным разучиванием физических упражнений;
использованием подготовительных физических упражнений;
своевременной и качественной помощью и страховкой.
Командиры (начальники), специалисты физической подготовки и спорта, специалисты военно-медицинской службы, руководители занятий обязаны принимать все меры по предупреждению травматизма в процессе физической подготовки.
Предупреждение травматизма обеспечивается:
четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения;
высокой дисциплинированностью военнослужащих, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма;
своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;
систематическим контролем за соблюдением установленных норм и правил безопасности со стороны руководителей занятий.
- Методы развития направлены на совершенствование у военнослужащих физических и специальных качеств, укрепление здоровья и улучшение антропометрических показателей.
- Объем и интенсивность нагрузки на занятиях по физической подготовке должны соответствовать задачам и этапам обучения, уровню подготовленности и возрасту военнослужащих.
- Под нагрузкой понимается дополнительная степень активности организма, связанная с выполнением физического упражнения, а также степень переносимых при этом трудностей.
Понятие “объем нагрузки” означает протяженность ее во времени и суммарное количество работы, выполняемой в процессе выполнения упражнения (упражнений), а “интенсивность нагрузки” — напряженность работы и степень ее концентрации во времени.
Основными показателями объема являются: время, затраченное на выполнение упражнения; метраж или километраж преодоления дистанции (в циклических и комбинированных упражнениях); общий вес отягощений (в упражнениях с тяжестями); пульсовая стоимость упражнения (суммарная прибавка частоты сердечных сокращений относительно исходного уровня).
Основными показателями интенсивности являются: скорость движения, скорость преодоления дистанции, разовый вес отягощения (в расчете на отдельное движение), пульсовая интенсивность упражнения (отношение пульсовой стоимости упражнения к его продолжительности).
Соотношение объема и интенсивности физической нагрузки при выполнении физических упражнений должно быть следующим: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, — чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.
Суммарная интенсивность нагрузки (моторная плотность занятия) характеризуется отношением времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, к общему времени занятия (в процентах).
Величина физической нагрузки может определяться характером ее воздействия на организм занимающихся (приложение 10).
- В процессе физической подготовки могут использоваться три способа повышения нагрузки: непрерывный, ступенчатый, волнообразный.
Непрерывный способ повышения нагрузки характеризуется относительно равномерным (от занятия к занятию) повышением ее объема и интенсивности. Он применяется на начальных этапах учебно-тренировочного процесса при относительно однородном составе занимающихся и сравнительно невысоком уровне их физической подготовленности, а также в том случае, если необходим быстрый рост физических возможностей военнослужащих в краткие сроки обучения.
Ступенчатый способ повышения нагрузки заключается в неоднократном чередовании этапов ее стабилизации (на протяжении нескольких занятий) и последующего увеличения. Этот способ используется при совместных занятиях военнослужащих с различным уровнем физической подготовленности, что позволяет отстающим быстрее адаптироваться к повышенным нагрузкам.
Волнообразный способ повышения нагрузки заключается в периодическом колебании ее объема и интенсивности. Начиная с незначительной, нагрузка с каждым последующим занятием повышается. Достигнув соответствующего уровня, она несколько понижается, затем снова возрастает. Этот способ отличается гибкостью, возможностью максимально учитывать индивидуальные особенности физического состояния занимающихся.
- Повышение объема и интенсивности физической нагрузки на отдельном занятии достигается: сокращением времени на перестроения; краткостью и ясностью объяснений; увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений; регулированием продолжительности отдыха; выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и соревновательного метода; использованием тренажеров, а также другого оборудования и инвентаря.
- На занятиях используется индивидуальный подход, определяемый различиями в уровне физической подготовленности занимающихся. Он реализуется путем строгого нормирования нагрузки, подбора оптимальных по сложности двигательных задач и целесообразных способов выполнения физических упражнений или учебных заданий.
- Методы воспитания направлены на формирование морально-психологических качеств у военнослужащих и повышение сплоченности воинских коллективов. Решение воспитательных задач обеспечивается:
применением методов убеждения, примера соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива;
объективной оценкой изменений в воспитываемых качествах;
воспитанием психических качеств;
подбором физических упражнений, в которых психологические качества проявляются в наибольшей мере;
применением рациональных методических приемов выполнения физических упражнений, способствующих воспитанию психических качеств.
3.2 Формы проведения физической подготовки
Формами проведения физической подготовки являются: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности, спортивно-массовая работа, самостоятельная физическая тренировка.
Учебные занятия
- Учебные занятия являются основной формой физической подготовки. Они являются обязательными для всех категорий военнослужащих.
- Продолжительность учебных занятий составляет: в воинских частях — 1-2 учебных часа (50-100 мин), в военно-учебных заведениях — 2 учебных часа (90 мин). Занятия начинаются не ранее чем через один час после приема пищи.
- Учебные занятия проводятся в виде теоретических и практических занятий.
- Теоретические занятия направлены на овладение военнослужащими необходимыми знаниями, предусмотренными программой обучения, и проводятся в виде лекций и семинаров.
- Практические занятия являются основным видом учебных занятий и подразделяются на учебно-тренировочные и методические.
- Учебно-тренировочные занятия проводятся в составе взвода, экипажа, расчета, эскадрильи (далее – взвод), учебной группы (не более 15 человек на одного руководителя занятий).
- Учебно-тренировочные занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
- На подготовительную часть занятия отводится 7-10 мин (10-15 мин — при 2-часовом занятии), решаются задачи организации занимающихся и подготовки их организма к предстоящим физическим нагрузкам.
В воинских частях подготовительная и заключительная части проводятся в составе роты (взвода), основная часть – по взводам (отделениям, группам).
- Для военнослужащих пятой – восьмой возрастных групп продолжительность подготовительной части занятия увеличивается до 15 мин, заключительной – до 10 мин. В процессе занятий ограничивается применение физических упражнений, требующих большой физической силы и статических напряжений, резких наклонов, а также вызывающих длительную задержку дыхания и натуживание. Подбор физических упражнений осуществляется с учетом направленности их на увеличение подвижности в суставах, гибкости и улучшения осанки.
- Содержание подготовительной части составляют строевые приемы, общеразвивающие и специальные упражнения, которые подбираются в зависимости от содержания основной части занятия. Общеразвивающие упражнения включают: потягивающие упражнения, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, всего тела, упражнения в парах и комплексы вольных упражнений, а также ранее изученные приемы и действия.
Передвижение и перестроение подразделения для выполнения общеразвивающих упражнений производятся в соответствии с положениями Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Основная часть занятия проводится в течение 35-40 мин (65-85 мин — при 2-часовом занятии). В ней военнослужащие овладевают военно-прикладными двигательными навыками, совершенствуют их, развивают физические и специальные качества, воспитывают моральные и психические качества, добиваются боевой слаженности воинских подразделений, формируют умения действовать в сложных условиях.
Содержание основной части занятия составляют физические упражнения, приемы и действия, предусмотренные программой по физической подготовке.
- Основная часть занятия проводится на учебных местах с последующей их сменой и заканчивается комплексной тренировкой в течение 6-10 мин (10-20 мин при 2-часовом занятии).
- На заключительную часть занятия отводится 3-5 мин (5-10 мин — при 2-часовом занятии). Содержание заключительной части составляют ходьба и бег в медленном темпе, упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц. В ходе её организм занимающихся приводится в относительно спокойное состояние, подводятся итоги занятия, наводится порядок на учебных местах.
- Учебно-тренировочные занятия проводятся по разделам физической подготовки: гимнастика и атлетическая подготовка, рукопашный бой, преодоление препятствий, ускоренное передвижение и легкая атлетика, лыжная подготовка, военно-прикладное плавание, спортивные и подвижные игры (или комплексно).
- Комплексные учебно-тренировочные занятия направлены на повышение общей и специальной физической подготовленности военнослужащих. Они проводятся, как правило, в конце периодов обучения.
- В содержание комплексных занятий включаются физические упражнения из двух и более разделов физической подготовки в различных сочетаниях.
Вначале отрабатываются упражнения на развитие быстроты, ловкости, затем — приемы и действия, связанные с тонкой двигательной координацией, упражнения на силу и после этого – на выносливость. Конкретные варианты комплексирования упражнений определяются руководителями занятий в соответствии с периодами и задачами обучения, уровнем физической подготовленности военнослужащих и материальным обеспечением занятий.
- Методические занятия подразделяются на учебно-методические, инструкторско-методические и показные.
- Учебно-методические занятия направлены на формирование у военнослужащих навыков и умений, необходимых им для качественной организации и проведения мероприятий по физической подготовке. Они проводятся с курсантами учебных подразделений, курсантами и слушателями вузов.
- На подготовительную часть учебно-методического занятия отводится 5-10 мин. В ней ставятся задачи и объявляются учебные вопросы, проверяется готовность военнослужащих к занятию, к проведению методической практики, назначаются подготовленные военнослужащие, определяются основные требования к качеству выполнения методических заданий.
Основная часть проводится в течение 35-40 мин (70-80 мин — в 2-часовом занятии). В ее содержание включаются методические задания, которые разрабатываются в соответствии с функциональными обязанностями командиров и начальников по организации и проведению физической подготовки. Методическая практика осуществляется под контролем руководителя занятия. В ходе практики применяются такие способы организации обучения, которые позволяют выполнять методическое задание максимальному количеству занимающихся.
На заключительную часть отводится 5-10 мин. В ней подводятся итоги методической практики, оценивается уровень теоретической и методической подготовленности обучаемых, дается задание на самостоятельную подготовку. Разбор качества выполнения методического задания осуществляют военнослужащие с последующим заключением руководителя занятия.
- Инструкторско-методические занятия направлены на повышение знаний, совершенствование навыков и умений командиров подразделений в организации и проведении занятий по различным разделам физической подготовки и утренней физической зарядки. Продолжительность инструкторско-методических занятий — 2 учебных часа.
- На подготовительную часть инструкторско-методического занятия отводится 5-10 мин. В ней ставятся задачи, объявляются учебные вопросы, проверяется готовность военнослужащих к занятию и проведению методической практики, определяются основные требования к качеству выполнения методических заданий, из числа наиболее подготовленных военнослужащих назначаются руководители занятия.
Основная часть проводится в течение 35 – 40 мин (70-80 мин при 2-часовом занятии). В нее включаются учебные вопросы, связанные с организацией и методикой проведения отдельных частей занятия или зарядки, с методикой обучения упражнениям, приемам и действиям. Каждый учебный вопрос отрабатывается в такой последовательности: проверка теоретических знаний командиров подразделений, демонстрация методики его проведения с последующими комментариями по наиболее важным моментам организации методической практики и подведение итогов. При проведении методической практики, учебная группа делится на несколько подгрупп с целью максимального привлечения обучающихся к выполнению методического задания.
На заключительную часть отводится 5-10 мин. В ней подводятся итоги методической практики, оценивается уровень теоретической и методической подготовленности обучаемых, дается задание на самостоятельную работу. Разбор качества выполнения методического задания осуществляют военнослужащие с последующим заключением руководителя занятия.
- В воинских частях инструкторско-методические занятия с командирами подразделений проводятся перед изучением каждой темы обучения, а также в ходе подготовительного периода, при проведении методических сборов под руководством командира части.
- Показные занятия направлены на демонстрацию образцовой организации и методики проведения различных форм физической подготовки, выработку у командиров единого подхода к применению эффективных средств и методов физической подготовки военнослужащих. Они могут проводиться перед инструкторско-методическими занятиями, а также в ходе проведения сборов с командирами частей и подразделений перед началом нового периода обучения.
К проведению показных занятий привлекаются лучшие методисты из числа командиров подразделений. Руководителем показного занятия является: в воинской части — начальник физической подготовки и спорта; в военно-учебном заведении — начальник (заместитель) кафедры физической подготовки. Показные занятия организуются в соответствии с расписаниями учебных занятий и учебно-методических сборов.
В подготовительной части (5-10 мин) объявляется тема и цель, задача занятия, раскрывается его содержание.
В заключительной части (5-10 мин.) руководитель занятия отвечает на вопросы командиров подразделений и подводит итоги.
- В целях повышения профессиональной работоспособности военнослужащих к действиям в темное время суток тренировки в выполнении физических упражнений необходимо проводить с постепенным усложнением условий: вначале — при слабой видимости (в сумерках), затем — в темное время на открытой слабопересеченной местности, после этого — на местности с более сложным рельефом.
- В содержание учебных занятий, проводимых в темное время суток, включаются физические упражнения, приемы и действия, изученные ранее на занятиях в обычных условиях и необходимые для выполнения задач ночью: передвижение на местности, преодоление разнообразных препятствий полевого и городского типа, переноска тяжестей, рукопашный бой, переправы вплавь с использованием подручных средств и др.
- В условиях жаркого климата в первые 1-1,5 месяца военной службы учебные занятия планируются на утренние часы и проводятся (первые две недели) с интенсивностью по частоте сердечных соглашений 140-160 уд./мин. В последующие две недели учебные занятия проводятся при температуре воздуха до +35°С. Через каждые 5-7 мин непрерывной физической тренировки с интенсивностью 150-160 уд./мин предусматриваются перерывы для отдыха в тени продолжительностью 2-3 мин.
В последующем учебные занятия проводятся при более высокой температуре воздуха и с большей интенсивностью. При этом продолжительность непрерывной физической тренировки каждую неделю повышается ступенчатым методом и доводится до 15-20 мин.
- За 1-1,5 месяцев до передислокации личного состава в горную местность учебные занятия должны быть направлены на выработку устойчивости организма к кислородному голоданию и на формирование навыков в преодолении горных препятствий, горных рек, воспитание психологической устойчивости при действии в опасных условиях. В содержание занятий преимущественно включаются:
бег на короткие дистанции с задержкой дыхания;
бег на средние и длинные дистанции с применением противогаза;
марш-броски;
выполнение физических упражнений на единой, специальной и горной полосах препятствий;
спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам.
- В первую неделю пребывания личного состава в условиях горной местности физические упражнения на выносливость применяются крайне ограниченно. В последующем, в содержание учебно-тренировочных занятий включаются: упражнения по ускоренному передвижению, марш-броски, преодоление горных препятствий, приемы рукопашного боя, спортивные и подвижные игры.
На учебных занятиях в начале пребывания в горах продолжительность подготовительной части увеличивается до 15-20 мин, в основной части делаются 2-3 перерыва по 2-3 мин для восстановления дыхания и контроля пульса.
При наличии горной полосы и других специальных сооружений преодоление их сочетается с обучением навыкам преодоления естественных горных препятствий, горных рек, метания гранат сверху вниз и снизу вверх на точность. На каждом учебном занятии планируется обучение страховке и самостраховке.
- В условиях низких температур учебные занятия на открытом воздухе проводятся при температуре не ниже минус 25оС, а в районах Крайнего Севера и Заполярья — не ниже минус 20оС. При более низкой температуре воздуха подготовительная часть проводится на открытом воздухе, основная и заключительная — в помещении.
Время, отводимое на подготовительную часть занятия, в первый месяц зимнего периода увеличивается. На учебных занятиях применяются физические упражнения из всех разделов. Лыжная подготовка проводится только при благоприятных погодных условиях. Интенсивность физической нагрузки — средняя. Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков выполнения физических упражнений в утепленной одежде. Основная направленность тренировки – развитие выносливости и скоростно-силовых качеств.
В дальнейшем (через 1 месяц) учебные занятия в основном проводятся комплексным методом, чаще они организуются вне помещений. Планируется концентрированное прохождение программы по лыжной подготовке. Упражнения на гимнастических снарядах и полосе препятствий выполняются групповым и поточным способами. В перерывах между подходами к снарядам (преодолением препятствий) выполняются общеразвивающие упражнения (наклоны, приседания, повороты, бег на месте и т.д.). Подходы к снарядам делаются ускоренным шагом.
- При проведении учебных занятий применяются профилактические меры по предупреждению обморожения: занятия проводятся в защищенных от сильного ветра местах, определяется соответствующая форма одежды, устанавливается наблюдение военнослужащих друг за другом.
- Физическая подготовка с личным составом, прибывающим для кратковременного выполнения профессиональных заданий в районах Крайнего Севера, планируется только в тех случаях, когда имеются длительные перерывы в выполнении этих заданий. В период полярной ночи тренировки носят профилактический характер и проводятся, как правило, в помещениях. При достаточной освещенности и благоприятных погодных условиях организуются и проводятся спортивные игры вне помещения.
- Физическая подготовка военнослужащих в краткие сроки (15-20 дней) к действиям в особых условиях проводится с учетом характера и особенностей боевой деятельности подразделений.
В содержание учебных занятий по физической подготовке включаются физические упражнения и действия, способствующие развитию специальной выносливости и формирующие навыки, необходимые для выполнения боевых приемов и действий.
Тренировки, как правило, организуются в составе подразделения и проводятся в условиях, приближенных к боевой обстановке.
Утренняя физическая зарядка
- Утренняя физическая зарядка проводится с военнослужащими по призыву и курсантами вузов с целью систематической физической тренировки. Зарядка способствует быстрому приведению организма после сна в бодрое состояние, является обязательным элементом распорядка дня и проводится через 10 минут после подъема ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Ее продолжительность — 30-50 мин.
- Утренняя физическая зарядка проводится, как правило, в форме комплексного занятия, включающего подготовительную, основную и заключительную части.
- Места для проведения утренней физической зарядки закрепляются за подразделениями. Они должны быть хорошо освещены. Дистанции для ходьбы и бега размечаются указателями.
- Военнослужащие по контракту утренней физической зарядкой занимаются самостоятельно.
Курсанты военно-учебных заведений занимаются утренней физической зарядкой в составе подразделения под руководством наиболее подготовленного военнослужащего.
- В период учебных и лагерных сборов зарядка с военнослужащими по контракту, призыву, курсантами вузов организуется и проводится в составе подразделения под руководством командира.
- Контроль за проведением утренней физической зарядки осуществляется ежедневно дежурным по воинской части и периодически — командирами (начальниками), специалистами физической подготовки и медицинской службы.
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
- Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности проводится с целью поддержания профессиональной работоспособности военнослужащих. Она организуется с учетом решаемых учебных и боевых задач, включает физические упражнения в условиях дежурства, попутную физическую тренировку, физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами.
- Физические упражнения в условиях боевых дежурств организуются и проводятся, исходя из особенности воинской специальности. Инструкция по выполнению физических упражнений в условиях боевого дежурства разрабатывается начальником физической подготовки и утверждается командиром воинской части.
- Попутная физическая тренировка направлена на повышение уровня физической подготовленности, совершенствование военно-прикладных двигательных навыков и полевой выучки военнослужащих. Она организуется и проводится при передвижении подразделений к местам занятий и при возвращении с них, а также в ходе практических занятий по боевой подготовке.
В организацию попутной физической тренировки входят: выбор маршрута, его подготовка, определение методов тренировки и нагрузки; отражение в расписании занятий и плане-конспекте краткого содержания тренировки и инструктаж соответствующих должностных лиц.
В содержание попутной физической тренировки включаются: марш-броски и передвижение на лыжах с попутным преодолением искусственных и естественных препятствий; тренировка в посадке и высадке из военно-транспортной техники; буксирование на лыжах за боевой техникой и другие приемы и действия, входящие в содержание боевой подготовки.
Повышение физической нагрузки на занятиях по боевой подготовке достигается:
увеличением количества повторений специальных приемов и действий;
увеличением дистанции ускоренного передвижения;
повышением скорости передвижения и выполнения других действий;
увеличением массы переносимого груза;
использованием средств индивидуальной защиты;
уменьшением времени отдыха между упражнениями и действиями.
- Физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами выполняются в целях сохранения достигнутого ранее уровня физической тренированности и поддержания постоянной готовности к действиям с максимальным физическим напряжением.
В период длительного передвижения войск железнодорожным транспортом физические упражнения выполняются во время продолжительных остановок в форме зарядки в порядке, установленном начальником воинского эшелона. Во время безостановочного движения воинского эшелона физические упражнения выполняются в вагонах через каждые 3-4 часа с соблюдением норм и правил безопасности.
При нахождении в военно-транспортной технике военнослужащие выполняют физические упражнения на своих местах: наклоны, повороты и вращения головой и туловищем, поднимание рук, ног, прогибание в грудной части и другие физические упражнения.
После высадки из транспортных средств физические упражнения выполняются с разрешения старшего колонны, который определяет порядок, время и место проведения занятий. Применяются пробежки по местности с преодолением препятствий, общеразвивающие упражнения или подвижные игры.
Спортивно-массовая работа
119.Спортивно-массовая работа ─ процесс физического совершенствования военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала ВС РФ, связанный с организацией и проведением физкультурно-спортивных мероприятий и направленный на повышение физической подготовленности, организацию досуга и пропаганду здорового образа жизни. Спортивно-массовая работа в воинской части включает массовый спорт и подготовку сборных команд воинской части. Основными формами спортивной работы являются: учебно-тренировочные занятия по военно-прикладным видам спорта; военно-спортивные соревнования; смотры спортивной работы; спортивные праздники, вечера.
Основу спортивно-массовой работы составляет Военно-спортивный комплекс Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Содержание спортивно-массовой работы составляют регулярная физическая тренировка и спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта, Военно-спортивного комплекса (ВСК).
- Для организации и проведения спортивно-массовой работы с личным составом армии и флота, в главных и центральных управлениях Министерства обороны, в видах Вооруженных Сил, округах (флотах), объединениях, соединениях, воинских частях, военно-учебных заведениях, а также в гарнизонах, где дислоцируются несколько воинских частей, создаются спортивные комитеты под председательством заместителя командира (начальника).
- Спортивный комитет назначается в помощь командиру воинской части (начальнику), его приказом и состоит из 7─11 человек (председатель, его заместители, секретарь, председатель коллегии судей и члены).
В гарнизоне, где дислоцируются несколько воинских частей, приказом начальника гарнизона назначается спортивный комитет гарнизона. В военно-учебном заведении (по решению начальника) спортивные комитеты могут создаваться на факультетах (в батальонах).
- На спортивный комитет возлагаются:
разработка проекта приказа об организации спортивно — массовой работы, составление Плана спортивно — массовой работы и Положения о спортивных, военно-спортивных соревнованиях и смотре спортивно-массовой работы;
организация работы по Военно-спортивному комплексу;
организация и проведение смотров спортивно-массовой работы, спортивных праздников, вечеров и других мероприятий;
подготовка и проведение учебно-методических сборов и семинаров со спортивными организаторами подразделений, тренерами и судьями по видам спорта;
подбор и инструктаж судейских бригад для проведения спортивных и военно-спортивных соревнований на первенство воинской части;
контроль спортивно-массовой работы в подразделениях, учебно-тренировочных занятий в спортивных командах воинской части и оказание помощи командирам подразделений, спортивным организаторам и тренерам по видам спорта;
обобщение и распространение передового опыта организации и проведения спортивно-массовой работы;
организация и проведение спортивных мероприятий с членами семей военнослужащих, гражданским персоналом Вооруженных Сил;
рассмотрение материалов для присвоения личному составу спортивных званий, разрядов, судейских категорий и награждения военнослужащих спортивными нагрудными знаками;
анализ состояния спортивно-массовой работы и разработка предложений по ее совершенствованию.
Спортивный комитет в своей работе поддерживает связь с местными физкультурными и спортивными организациями. Он работает по месячному плану, утвержденному командиром воинской части (начальником военно-учебного заведения). Наиболее важные вопросы обсуждаются на заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в два месяца.
- Основными направлениями работы членов спортивного комитета являются оказание помощи подразделениям в организации спортивно-массовой работы.
- В отдельных гарнизонах и военно-учебных заведениях по инициативе военнослужащих могут организовываться общественные спортивные клубы для организации физкультурно-оздоровительного досуга.
- В подразделении для помощи командиру в организации и проведении спортивной работы назначается спортивный организатор. Он обязан:
участвовать в организации и проведении спортивно-массовой работы в подразделении;
участвовать в оформлении наглядной агитации и освещении хода выполнения личным составом подразделения упражнений и требований Военно-спортивного комплекса;
оформлять и представлять командиру подразделения материалы на военнослужащих, выполнивших упражнения и требования Военно-спортивной комплекса;
вести учет спортивно-массовой работы.
- Для организации и проведения учебно-тренировочной и воспитательной работы в спортивной команде (секции) воинской части из числа наиболее подготовленных в спортивном отношении военнослужащих назначается тренер по спорту. Он обязан:
организовывать учебно-тренировочную и воспитательную работу в спортивной команде;
участвовать в оформлении материалов на присвоение военнослужащим спортивных разрядов и званий;
вести учет работы спортивной команды;
организовывать и проводить соревнования по видам спорта.
- Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется возможность свободного выбора занятий тем или иным видом спорта, развиваемым в виде, роде войск Вооруженных Сил.
- Спортивные и военно-спортивные соревнования проводятся в соответствии с действующими правилами. Результаты соревнований фиксируются в отчетных документах, которые хранятся в течение одного года.
Отчетными документами являются: приказ (приказание) об организации и проведении соревнования; протокол проведения мандатной комиссии, протоколы взвешивания, рабочие протоколы (порядок смен, заплывов и т.д.), сводный протокол личного и командного первенства, итоговые протоколы; другая спортивно-техническая документация; отчет главного судьи соревнований; приказ (приказание) по итогам проведения соревнования.
- В целях организации и качественного проведения различных спортивных соревнований издаётся приказ командира воинской части о назначении судейской коллегии.
- Порядок проведения соревнований определяется Положением о соревнованиях. В нем указываются задачи, программы и условия соревнований по каждому виду спорта, порядок определения личного и командного первенства, награждения победителей и представление заявок.
- Военнослужащие могут принимать участие в соревнованиях, проводимых городскими, областными, общественными и другими спортивными организациями. Командирование военнослужащих производится в порядке, установленном в Вооруженных Силах.
Продолжительность подготовки к участию в соревнованиях составляет:
В зависимости от длительности учебно-тренировочных сборов и соревнований решение на командирование военнослужащих дается: командиром воинской части – до 5 суток; командиром соединения – до 15 суток; командующим видом, родом воск, военным округом (флотом, отдельным объединением) – до 30 суток.
- Военнослужащим Вооруженных Сил запрещается выступать за команды добровольных спортивных обществ и физкультурно-спортивных организаций других федеральных органов исполнительной власти.
- Смотры спортивно-массовой работы являются массовыми состязаниями и ежегодно проводятся по упражнениям Военно-спортивного комплекса, военно-прикладным видам спорта с определением мест каждому подразделению (до взвода включительно), воинской части.
- К выполнению упражнений и требований Военно-спортивного комплекса привлекаются все военнослужащие, кроме занимающихся в группе лечебной физической культуры и освобожденных по состоянию здоровья (приложение 13).
- Ответственность по организации выполнения упражнений и требований по Военно-спортивному комплексу несут командиры воинских частей (начальники военно-учебных заведений). Непосредственное организационно-методическое руководство этой работой в воинской части осуществляют спортивные комитеты и специалисты физической подготовки и спорта.
- Право оценивать выполнение упражнений и требований Военно-спортивного комплекса предоставляется проверяющим из числа командиров рот, их заместителей и выше. Результаты выполнения упражнений и требований комплекса отражаются в соответствующих документах и в специальной ведомости учета.
- Военнослужащие, выполнившие упражнения и требования Военно-спортивного комплекса, представляются к награждению знаками отличия, определёнными в настоящем Наставлении.
Для награждения личного состава знаками отличия «Воин-спортсмен» и «Отличник физической подготовки» командиры (начальники) представляют начальнику физической подготовки и спорта воинской части список военнослужащих, полностью выполнивших упражнения и требования Военно-спортивного комплекса. Спортивный комитет воинской части имеет право организовать выборочную проверку военнослужащих, представленных к награждению этими знаками.
- Награждение военнослужащих знаком отличия «Воин-спортсмен» первой и второй степени осуществляется по приказу командира воинской части, а знаком отличия «Отличник физической подготовки» — по приказам командующего военным округом и выше. Нагрудный знак и удостоверение к нему выдаются военнослужащим бесплатно (вручаются в торжественной обстановке) – приложение 14).
- Установленные в Российской Федерации спортивные звания и разряды, судейские звания и категории присваиваются военнослужащим, членам их семей, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил в соответствии с требованиями и условиями Единой Всероссийской спортивной классификации.
Самостоятельная физическая тренировка
- Самостоятельной физической тренировкой военнослужащие по контракту занимаются индивидуально, пользуясь методическими рекомендациями специалиста физической подготовки и врача. Необходимость данной формы физической подготовки обусловлена персональной ответственностью каждого военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за уровень физической подготовленности. Занимающийся сам планирует тренировочную нагрузку и систематичность занятий с учетом индивидуального уровня подготовленности. Примерный план тренировок изложен в Руководствах по физической подготовке в видах Вооружённых сил РФ и родах войск.
- Занятия физическими упражнениями осуществляются на учебно-материальной базе воинской части или на других объектах с учетом рекомендаций по организации самостоятельной физической тренировки.
- Контроль уровня физической подготовленности проводится ежемесячно, в соответствии с планом индивидуальной тренировки. Оценка по данным контроля осуществляется специалистами по физической подготовке, а также самими занимающимися, которые должны уметь оценивать состояние своей тренированности. С этой целью могут использоваться упражнения, указанные для соответствующей возрастной группы в Наставлении по физической подготовке.
3.3 Средства физической подготовки
Общие положения
- Для эффективного решения задач физической подготовки упражнения применяются в соответствии с их направленностью на развитие и поддержание на требуемом уровне физических и специальных качеств, военно-прикладных навыков.
- Физические качества — это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность военнослужащего.
К основным физическим качествам военнослужащих относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость.
- Под выносливостью понимается способность военнослужащих противостоять утомлению в процессе двигательной деятельности.
Выносливость может быть общей и специальной. Она обусловливается физиологическими возможностями организма.
- Под силой понимается способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
- Под быстротой понимается способность совершать двигательные действия в минимальное время.
- Под ловкостью понимается способность военнослужащего выполнять движения координировано и точно, а также своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникшей задачей.
- В результате занятий физической подготовкой развиваются и совершенствуются психологические качества: психическая устойчивость, уверенность в своих силах и целеустремленность, смелость и решительность, инициатива и находчивость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, эмоциональная устойчивость, устойчивость внимания и способность к его широкому распределению и переключению
- Специальные качества — это свойства организма, обеспечивающие его устойчивость к воздействию определенных неблагоприятных факторов профессиональной деятельности. К основным из них относятся: устойчивость к укачиванию, гравитационным перегрузкам, кислородному голоданию, вибрации, гиподинамии.
- Прикладные двигательные навыки — это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей.
К основным прикладным двигательным навыкам относятся: навыки в передвижении на лыжах, совершении марш-бросков, преодолении препятствий, военно-прикладном плавании, рукопашном бою. Навыки формируются и совершенствуются путем многократного повторения упражнений.
3.4 Разделы физической подготовки
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://shtab.su/konspekt/fizicheskaya-podgotovka/nastavlenie-po-fizicheskoj-podgotovke-v-vooruzhennyx-silax-rossijskoj-federacii-nfp-2009.html