Нфп это что

 

Полный текст с изображениями упражнений наставления по физической подготовки в ВС РФ (НФП-2009). Нормативы, комплекс вольных упражнений, спецприемы с инструкциями, лыжная подготовка, упражнения для физподготовки женщин.

ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ НПФ-2009

ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ НПФ-2009
  1. Занятия по военно-прикладному плаванию направлены на формирование навыков в военно-прикладном плавании, воспитание выдержки и самообладания при нахождении в воде, развитие общей выносливости.

Занятия проводятся только под руководством командира подразделения в соответствии с инструкцией по организации занятий по военно-прикладному плаванию и купанию (приложение 14,).

  1. В содержание занятий по военно-прикладному плаванию включаются плавание вольным стилем, брассом, плавание в обмундировании с оружием, ныряние в длину, прыжки в воду, оказание помощи утопающему, переправы вплавь в составе подразделения через водные преграды и с помощью подручных средств.
  2. Занятия по военно-прикладному плаванию проводятся на специально оборудованных водоемах и водных станциях при температуре воды не ниже 17°С, а также в закрытых и открытых бассейнах с подогревом воды.
  3. В местах лагерного расположения каждая воинская часть (военно-учебное заведение) оборудует водную станцию с вышкой для прыжков в воду. Место для водной станции выбирается начальником физической подготовки и спорта воинской части (кафедры военно-учебного заведения) совместно с врачом и утверждается командиром воинской части (начальником вуза).
  4. Для неумеющих плавать оборудуется участок водоема у берега размером 10х25 м, глубиной до 1,2 м с чистым дном.
  5. Для умеющих плавать сооружается бассейн размером 10х25 или 20х25 м, глубиной у стартового плота — не менее 1,5 м.

Для проведения занятий по прыжкам в воду с 3-5-метровой вышки необходима глубина воды 3,5-4 м. Глубина должна сохраняться под 3 и 5-метровыми вышками на протяжении 6 и 9 м от края вышки вперед и на 2,5 м ─ в стороны. Дно под вышкой должно быть очищено от коряг и камней.

  1. В полевых условиях занятия по военно-прикладному плаванию проводятся в естественных водоемах, прибрежных участках реки, озера, пруда или моря.
  2. Выбранное по усмотрению командира части (подразделения) место для занятий ограничивается вехами или поплавками.

Граница участка для плавания не должна быть дальше 50 м от берега.

  1. Для занятий по военно-прикладному плаванию в горных районах вода из реки отводится в котлованы, а на мелких реках устраиваются простейшие запруды.
  2. Место для занятий по военно-прикладному плаванию обеспечивается учебными досками, подручными средствами для обучения переправам и стрельбе с воды, шнурами длиной 3,5 м с поплавками на конце для страховки при нырянии в длину, спасательными средствами. Организация занятий по военно-прикладному плаванию проводится в соответствии с приложениями 11 и 12.
  3. В раздел «Военно-прикладное плавание» включаются следующие упражнения:

Упражнение 56. Плавание на 100 м в спортивной форме.

При плавании брассом и вольным стилем старт выполняется со стартовой тумбочки. По команде «ЗАНЯТЬ МЕСТА» военнослужащие становятся на задний край стартовой тумбы. По команде «НА СТАРТ» ступни ног поставить на ширину 15-20 см, захватить пальцами передний край тумбы, ноги согнуть в коленях, туловище наклонить вперёд, руки отвести назад. По команде «МАРШ» сделать взмах руками и оттолкнуться ногами от тумбы вперёд вверх, в полёте выпрямить тело, руки вытянуть вперёд.

После старта и поворота при плавании брасом разрешается выполнить под водой по одному плавательному движению руками и ногами.

При плавании вольным стилем применяется любой способ. Поворот выполнять с обязательным касанием стенки любой частью тела.

Упражнение 57. Плавание в обмундировании с оружием.

Из исходного положения на стартовой тумбочке (сапоги, ботинки сняты и заправлены за поясной ремень спереди или сзади подмётками наружу, голенища согнуты к носкам стопы, автомат с пристегнутым магазином за спиной) по команде руководителя прыгнуть в воду и проплыть дистанцию любым способом. Упражнение считается не выполненным при утере оружия или предметов обмундирования.

Упражнение 58. Плавание в обмундировании с раздеванием в воде на 100 м.

Из исходного положения в воде в полной выкладке (обмундирование, снаряжение, макет оружия). По команде «МАРШ» снимаемые предметы обмундирования, снаряжения и макет оружия вешаются на продольные лямки вещевого мешка, затем военнослужащие с вещевым мешком в руках проплывают дистанцию.

Упражнение 59. Ныряние в длину.

Из исходного положения на стартовой тумбочке прыгнуть в воду и плыть под водой любым способом, ориентируясь по линии на дне бассейна или натянутому шнуру на глубине 1-1,5 м. Старт принимается индивидуально по готовности военнослужащего к выполнению упражнения. Разрешается принимать старт толчком от стенки бассейна. Во время ныряния военнослужащий должен находиться под водой. В случае появления на поверхности воды любой части тела упражнение прекращается и считается невыполненным. Результат определяется по появлению любой части тела на поверхности воды. Запрещается при выполнении упражнения передвигаться вперед, цепляясь за путеводный шнур.

  1. Меры безопасности при проведении учебных занятий

по военно-прикладному плаванию.

Основными условиями, обеспечивающими предупреждение несчастных случаев и травматических повреждений при обучении плаванию, являются: правильная организация и проведение занятий, высокая воинская дисциплина занимающихся и соответствующее оборудование мест занятий.

В целях обеспечения безопасности военнослужащих руководитель занятия обязан:

проверить наличие и готовность спасательных средств и аптечки;

проверить перед проведением занятий на водной станции исправность поворотных щитов, разграничительных дорожек и другого оборудования;

проверить количество военнослужащих до входа в воду, в воде и после выхода из воды;

назначить двух-трех пловцов для наблюдения за занимающимися;

разрешать входить в воду и выходить из нее только по команде;

проводить обучение стартовому прыжку при глубине не менее 1,2 м, прыжкам в воду с 3-метровой вышки – не менее 3 м, с 5-метровой – не менее 4 м;

запрещать прыжки в воду и ныряние военнослужащим, перенесшим заболевания среднего и внутреннего уха, а к плаванию допускать их только в том случае, если слуховой проход заложен ватой, густо смазанной вазелином;

запрещать во время прыжков в воду плавание около вышки; разрешать очередному военнослужащему прыгать не ранее, чем предыдущий прыгун отплывет от места входа в воду на расстояние не менее 5 м;

проводить ныряние в условиях водной станции только после того, как дно будет тщательно проверено и очищено от коряг, свай и других предметов; обучать нырянию только со страховочным концом длиной 5-6 м с поплавком на одном конце; перед нырянием ознакомить обучаемых со способами выравнивания давления на барабанные перепонки;

при обучении военнослужащих плаванию в одежде с оружием проверять у них правильность подгонки обмундирования и снаряжения, а также крепление поддерживающих предметов; проводить занятия вначале на глубине 1,5-2 м, а при переходе на глубокое место переправу осуществлять вдоль натянутой веревки с поплавками;

прекращать занятие в воде, если у занимающихся появились признаки сильного охлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ).

Фото 1

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

3.1 Методика физической подготовки

  1. Методику физической подготовки военнослужащих составляет совокупность взаимосвязанных методов и методических приемов.
  2. Методы физической подготовки — это определенные способы или пути решения какой-либо конкретной задачи по физическому совершенствованию военнослужащих. В процессе физической подготовки применяются различные методические приемы, представляющие собой отдельные звенья соответствующих методов физического совершенствования.
  3. В процессе физической подготовки используются методы обучения, развития и воспитания.
  4. 67. Методы обучения направлены на формирование у военнослужащих прикладных двигательных навыков, приобретение теоретических знаний, привитие им командно-методических и организаторских навыков и умений.
  5. Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование двигательных навыков включает: ознакомление, разучивание и тренировку.

Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, образцово его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение; при необходимости показать упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения.

Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания:

в целом – если физическое упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно;

по частям – если физическое упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;

по разделениям – если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;

с помощью подготовительных физических упражнений — если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.

После разучивания упражнение выполняется в целом.

Тренировка заключается в систематическом многократном повторении разученного упражнения с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической нагрузки. Тренировкой обеспечивается совершенствование двигательных навыков, физических и специальных качеств.

Основными методами тренировки являются: равномерный, повторный, переменный, интервальный, контрольный и соревновательный.

Способами организации военнослужащих при выполнении физических упражнений могут быть индивидуальный, групповой, фронтальный, поточный.

Тренировка проводится в такой последовательности:

выполнение упражнений в простой обстановке: вначале – без оружия и без снаряжения, а затем – с оружием и снаряжением;

выполнение упражнения после действий, дающих значительную физическую нагрузку;

выполнение упражнений в комплексе с другими действиями как в специально подготовленных местах, так и на различной по характеру местности;

выполнение некоторых упражнений в средствах индивидуальной защиты, в условиях ограниченной видимости ночью.

  1. Ошибки, возникающие в процессе обучения физическим упражнениям, исправляются в такой последовательности:

при групповом обучении – вначале – общие, затем — частные;

при индивидуальном обучении – вначале – значительные, затем – второстепенные.

Предупреждение ошибок обеспечивается:

четким показом и объяснением техники выполнения физических упражнений;

правильным первоначальным разучиванием физических упражнений;

использованием подготовительных физических упражнений;

своевременной и качественной помощью и страховкой.

Командиры (начальники), специалисты физической подготовки и спорта, специалисты военно-медицинской службы, руководители занятий обязаны принимать все меры по предупреждению травматизма в процессе физической подготовки.

Предупреждение травматизма обеспечивается:

четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения;

высокой дисциплинированностью военнослужащих, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма;

своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;

систематическим контролем за соблюдением установленных норм и правил безопасности со стороны руководителей занятий.

  1. Методы развития направлены на совершенствование у военнослужащих физических и специальных качеств, укрепление здоровья и улучшение антропометрических показателей.
  2. Объем и интенсивность нагрузки на занятиях по физической подготовке должны соответствовать задачам и этапам обучения, уровню подготовленности и возрасту военнослужащих.
  3. Под нагрузкой понимается дополнительная степень активности организма, связанная с выполнением физического упражнения, а также степень переносимых при этом трудностей.

Понятие “объем нагрузки” означает протяженность ее во времени и суммарное количество работы, выполняемой в процессе выполнения упражнения (упражнений), а “интенсивность нагрузки” — напряженность работы и степень ее концентрации во времени.

Основными показателями объема являются: время, затраченное на выполнение упражнения; метраж или километраж преодоления дистанции (в циклических и комбинированных упражнениях); общий вес отягощений (в упражнениях с тяжестями); пульсовая стоимость упражнения (суммарная прибавка частоты сердечных сокращений относительно исходного уровня).

Основными показателями интенсивности являются: скорость движения, скорость преодоления дистанции, разовый вес отягощения (в расчете на отдельное движение), пульсовая интенсивность упражнения (отношение пульсовой стоимости упражнения к его продолжительности).

Соотношение объема и интенсивности физической нагрузки при выполнении физических упражнений должно быть следующим: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, — чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.

Суммарный объем физической нагрузки оценивается по сумме времени, затраченного на все физические упражнения в течение отдельного занятия или ряда занятий (за неделю, месяц и т.д.).

Суммарная интенсивность нагрузки (моторная плотность занятия) характеризуется отношением времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, к общему времени занятия (в процентах).

Величина физической нагрузки может определяться характером ее воздействия на организм занимающихся (приложение 10).

  1. В процессе физической подготовки могут использоваться три способа повышения нагрузки: непрерывный, ступенчатый, волнообразный.

Непрерывный способ повышения нагрузки характеризуется относительно равномерным (от занятия к занятию) повышением ее объема и интенсивности. Он применяется на начальных этапах учебно-тренировочного процесса при относительно однородном составе занимающихся и сравнительно невысоком уровне их физической подготовленности, а также в том случае, если необходим быстрый рост физических возможностей военнослужащих в краткие сроки обучения.

Ступенчатый способ повышения нагрузки заключается в неоднократном чередовании этапов ее стабилизации (на протяжении нескольких занятий) и последующего увеличения. Этот способ используется при совместных занятиях военнослужащих с различным уровнем физической подготовленности, что позволяет отстающим быстрее адаптироваться к повышенным нагрузкам.

Волнообразный способ повышения нагрузки заключается в периодическом колебании ее объема и интенсивности. Начиная с незначительной, нагрузка с каждым последующим занятием повышается. Достигнув соответствующего уровня, она несколько понижается, затем снова возрастает. Этот способ отличается гибкостью, возможностью максимально учитывать индивидуальные особенности физического состояния занимающихся.

  1. Повышение объема и интенсивности физической нагрузки на отдельном занятии достигается: сокращением времени на перестроения; краткостью и ясностью объяснений; увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений; регулированием продолжительности отдыха; выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и соревновательного метода; использованием тренажеров, а также другого оборудования и инвентаря.
  2. На занятиях используется индивидуальный подход, определяемый различиями в уровне физической подготовленности занимающихся. Он реализуется путем строгого нормирования нагрузки, подбора оптимальных по сложности двигательных задач и целесообразных способов выполнения физических упражнений или учебных заданий.
  3. Методы воспитания направлены на формирование морально-психологических качеств у военнослужащих и повышение сплоченности воинских коллективов. Решение воспитательных задач обеспечивается:

применением методов убеждения, примера соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива;

объективной оценкой изменений в воспитываемых качествах;

воспитанием психических качеств;

подбором физических упражнений, в которых психологические качества проявляются в наибольшей мере;

применением рациональных методических приемов выполнения физических упражнений, способствующих воспитанию психических качеств.

3.2 Формы проведения физической подготовки

Формами проведения физической подготовки являются: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности, спортивно-массовая работа, самостоятельная физическая тренировка.

Учебные занятия

  1. Учебные занятия являются основной формой физической подготовки. Они являются обязательными для всех категорий военнослужащих.
  2. Продолжительность учебных занятий составляет: в воинских частях — 1-2 учебных часа (50-100 мин), в военно-учебных заведениях — 2 учебных часа (90 мин). Занятия начинаются не ранее чем через один час после приема пищи.
  3. Учебные занятия проводятся в виде теоретических и практических занятий.
  4. Теоретические занятия направлены на овладение военнослужащими необходимыми знаниями, предусмотренными программой обучения, и проводятся в виде лекций и семинаров.
  5. Практические занятия являются основным видом учебных занятий и подразделяются на учебно-тренировочные и методические.
  6. Учебно-тренировочные занятия проводятся в составе взвода, экипажа, расчета, эскадрильи (далее – взвод), учебной группы (не более 15 человек на одного руководителя занятий).
  7. Учебно-тренировочные занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
  8. На подготовительную часть занятия отводится 7-10 мин (10-15 мин — при 2-часовом занятии), решаются задачи организации занимающихся и подготовки их организма к предстоящим физическим нагрузкам.

В воинских частях подготовительная и заключительная части проводятся в составе роты (взвода), основная часть – по взводам (отделениям, группам).

  1. Для военнослужащих пятой – восьмой возрастных групп продолжительность подготовительной части занятия увеличивается до 15 мин, заключительной – до 10 мин. В процессе занятий ограничивается применение физических упражнений, требующих большой физической силы и статических напряжений, резких наклонов, а также вызывающих длительную задержку дыхания и натуживание. Подбор физических упражнений осуществляется с учетом направленности их на увеличение подвижности в суставах, гибкости и улучшения осанки.
  2. Содержание подготовительной части составляют строевые приемы, общеразвивающие и специальные упражнения, которые подбираются в зависимости от содержания основной части занятия. Общеразвивающие упражнения включают: потягивающие упражнения, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, всего тела, упражнения в парах и комплексы вольных упражнений, а также ранее изученные приемы и действия.

Передвижение и перестроение подразделения для выполнения общеразвивающих упражнений производятся в соответствии с положениями Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

  1. Основная часть занятия проводится в течение 35-40 мин (65-85 мин — при 2-часовом занятии). В ней военнослужащие овладевают военно-прикладными двигательными навыками, совершенствуют их, развивают физические и специальные качества, воспитывают моральные и психические качества, добиваются боевой слаженности воинских подразделений, формируют умения действовать в сложных условиях.

Содержание основной части занятия составляют физические упражнения, приемы и действия, предусмотренные программой по физической подготовке.

  1. Основная часть занятия проводится на учебных местах с последующей их сменой и заканчивается комплексной тренировкой в течение 6-10 мин (10-20 мин при 2-часовом занятии).
  2. На заключительную часть занятия отводится 3-5 мин (5-10 мин — при 2-часовом занятии). Содержание заключительной части составляют ходьба и бег в медленном темпе, упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц. В ходе её организм занимающихся приводится в относительно спокойное состояние, подводятся итоги занятия, наводится порядок на учебных местах.
  3. Учебно-тренировочные занятия проводятся по разделам физической подготовки: гимнастика и атлетическая подготовка, рукопашный бой, преодоление препятствий, ускоренное передвижение и легкая атлетика, лыжная подготовка, военно-прикладное плавание, спортивные и подвижные игры (или комплексно).
  4. Комплексные учебно-тренировочные занятия направлены на повышение общей и специальной физической подготовленности военнослужащих. Они проводятся, как правило, в конце периодов обучения.
  5. В содержание комплексных занятий включаются физические упражнения из двух и более разделов физической подготовки в различных сочетаниях.

Вначале отрабатываются упражнения на развитие быстроты, ловкости, затем — приемы и действия, связанные с тонкой двигательной координацией, упражнения на силу и после этого – на выносливость. Конкретные варианты комплексирования упражнений определяются руководителями занятий в соответствии с периодами и задачами обучения, уровнем физической подготовленности военнослужащих и материальным обеспечением занятий.

  1. Методические занятия подразделяются на учебно-методические, инструкторско-методические и показные.
  2. Учебно-методические занятия направлены на формирование у военнослужащих навыков и умений, необходимых им для качественной организации и проведения мероприятий по физической подготовке. Они проводятся с курсантами учебных подразделений, курсантами и слушателями вузов.
  3. На подготовительную часть учебно-методического занятия отводится 5-10 мин. В ней ставятся задачи и объявляются учебные вопросы, проверяется готовность военнослужащих к занятию, к проведению методической практики, назначаются подготовленные военнослужащие, определяются основные требования к качеству выполнения методических заданий.

Основная часть проводится в течение 35-40 мин (70-80 мин — в 2-часовом занятии). В ее содержание включаются методические задания, которые разрабатываются в соответствии с функциональными обязанностями командиров и начальников по организации и проведению физической подготовки. Методическая практика осуществляется под контролем руководителя занятия. В ходе практики применяются такие способы организации обучения, которые позволяют выполнять методическое задание максимальному количеству занимающихся.

На заключительную часть отводится 5-10 мин. В ней подводятся итоги методической практики, оценивается уровень теоретической и методической подготовленности обучаемых, дается задание на самостоятельную подготовку. Разбор качества выполнения методического задания осуществляют военнослужащие с последующим заключением руководителя занятия.

  1. Инструкторско-методические занятия направлены на повышение знаний, совершенствование навыков и умений командиров подразделений в организации и проведении занятий по различным разделам физической подготовки и утренней физической зарядки. Продолжительность инструкторско-методических занятий — 2 учебных часа.
  2. На подготовительную часть инструкторско-методического занятия отводится 5-10 мин. В ней ставятся задачи, объявляются учебные вопросы, проверяется готовность военнослужащих к занятию и проведению методической практики, определяются основные требования к качеству выполнения методических заданий, из числа наиболее подготовленных военнослужащих назначаются руководители занятия.

Основная часть проводится в течение 35 – 40 мин (70-80 мин при 2-часовом занятии). В нее включаются учебные вопросы, связанные с организацией и методикой проведения отдельных частей занятия или зарядки, с методикой обучения упражнениям, приемам и действиям. Каждый учебный вопрос отрабатывается в такой последовательности: проверка теоретических знаний командиров подразделений, демонстрация методики его проведения с последующими комментариями по наиболее важным моментам организации методической практики и подведение итогов. При проведении методической практики, учебная группа делится на несколько подгрупп с целью максимального привлечения обучающихся к выполнению методического задания.

На заключительную часть отводится 5-10 мин. В ней подводятся итоги методической практики, оценивается уровень теоретической и методической подготовленности обучаемых, дается задание на самостоятельную работу. Разбор качества выполнения методического задания осуществляют военнослужащие с последующим заключением руководителя занятия.

  1. В воинских частях инструкторско-методические занятия с командирами подразделений проводятся перед изучением каждой темы обучения, а также в ходе подготовительного периода, при проведении методических сборов под руководством командира части.
  2. Показные занятия направлены на демонстрацию образцовой организации и методики проведения различных форм физической подготовки, выработку у командиров единого подхода к применению эффективных средств и методов физической подготовки военнослужащих. Они могут проводиться перед инструкторско-методическими занятиями, а также в ходе проведения сборов с командирами частей и подразделений перед началом нового периода обучения.

К проведению показных занятий привлекаются лучшие методисты из числа командиров подразделений. Руководителем показного занятия является: в воинской части — начальник физической подготовки и спорта; в военно-учебном заведении — начальник (заместитель) кафедры физической подготовки. Показные занятия организуются в соответствии с расписаниями учебных занятий и учебно-методических сборов.

В подготовительной части (5-10 мин) объявляется тема и цель, задача занятия, раскрывается его содержание.

В основной части демонстрируется та или иная форма (раздел) физической подготовки с попутными комментариями руководителя показного занятия по эффективности применяемых средств и методов.

В заключительной части (5-10 мин.) руководитель занятия отвечает на вопросы командиров подразделений и подводит итоги.

  1. В целях повышения профессиональной работоспособности военнослужащих к действиям в темное время суток тренировки в выполнении физических упражнений необходимо проводить с постепенным усложнением условий: вначале — при слабой видимости (в сумерках), затем — в темное время на открытой слабопересеченной местности, после этого — на местности с более сложным рельефом.
  2. В содержание учебных занятий, проводимых в темное время суток, включаются физические упражнения, приемы и действия, изученные ранее на занятиях в обычных условиях и необходимые для выполнения задач ночью: передвижение на местности, преодоление разнообразных препятствий полевого и городского типа, переноска тяжестей, рукопашный бой, переправы вплавь с использованием подручных средств и др.
  3. В условиях жаркого климата в первые 1-1,5 месяца военной службы учебные занятия планируются на утренние часы и проводятся (первые две недели) с интенсивностью по частоте сердечных соглашений 140-160 уд./мин. В последующие две недели учебные занятия проводятся при температуре воздуха до +35°С. Через каждые 5-7 мин непрерывной физической тренировки с интенсивностью 150-160 уд./мин предусматриваются перерывы для отдыха в тени продолжительностью 2-3 мин.

В последующем учебные занятия проводятся при более высокой температуре воздуха и с большей интенсивностью. При этом продолжительность непрерывной физической тренировки каждую неделю повышается ступенчатым методом и доводится до 15-20 мин.

Проведение учебных занятий в условиях воздействия высоких температур с личным составом, впервые попавшим в условия жаркого климата, должно сопровождаться медицинским контролем.
  1. За 1-1,5 месяцев до передислокации личного состава в горную местность учебные занятия должны быть направлены на выработку устойчивости организма к кислородному голоданию и на формирование навыков в преодолении горных препятствий, горных рек, воспитание психологической устойчивости при действии в опасных условиях. В содержание занятий преимущественно включаются:

бег на короткие дистанции с задержкой дыхания;

бег на средние и длинные дистанции с применением противогаза;

марш-броски;

выполнение физических упражнений на единой, специальной и горной полосах препятствий;

спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам.

  1. В первую неделю пребывания личного состава в условиях горной местности физические упражнения на выносливость применяются крайне ограниченно. В последующем, в содержание учебно-тренировочных занятий включаются: упражнения по ускоренному передвижению, марш-броски, преодоление горных препятствий, приемы рукопашного боя, спортивные и подвижные игры.

На учебных занятиях в начале пребывания в горах продолжительность подготовительной части увеличивается до 15-20 мин, в основной части делаются 2-3 перерыва по 2-3 мин для восстановления дыхания и контроля пульса.

При наличии горной полосы и других специальных сооружений преодоление их сочетается с обучением навыкам преодоления естественных горных препятствий, горных рек, метания гранат сверху вниз и снизу вверх на точность. На каждом учебном занятии планируется обучение страховке и самостраховке.

  1. В условиях низких температур учебные занятия на открытом воздухе проводятся при температуре не ниже минус 25оС, а в районах Крайнего Севера и Заполярья — не ниже минус 20оС. При более низкой температуре воздуха подготовительная часть проводится на открытом воздухе, основная и заключительная — в помещении.

Время, отводимое на подготовительную часть занятия, в первый месяц зимнего периода увеличивается. На учебных занятиях применяются физические упражнения из всех разделов. Лыжная подготовка проводится только при благоприятных погодных условиях. Интенсивность физической нагрузки — средняя. Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков выполнения физических упражнений в утепленной одежде. Основная направленность тренировки – развитие выносливости и скоростно-силовых качеств.

В дальнейшем (через 1 месяц) учебные занятия в основном проводятся комплексным методом, чаще они организуются вне помещений. Планируется концентрированное прохождение программы по лыжной подготовке. Упражнения на гимнастических снарядах и полосе препятствий выполняются групповым и поточным способами. В перерывах между подходами к снарядам (преодолением препятствий) выполняются общеразвивающие упражнения (наклоны, приседания, повороты, бег на месте и т.д.). Подходы к снарядам делаются ускоренным шагом.

  1. При проведении учебных занятий применяются профилактические меры по предупреждению обморожения: занятия проводятся в защищенных от сильного ветра местах, определяется соответствующая форма одежды, устанавливается наблюдение военнослужащих друг за другом.
  2. Физическая подготовка с личным составом, прибывающим для кратковременного выполнения профессиональных заданий в районах Крайнего Севера, планируется только в тех случаях, когда имеются длительные перерывы в выполнении этих заданий. В период полярной ночи тренировки носят профилактический характер и проводятся, как правило, в помещениях. При достаточной освещенности и благоприятных погодных условиях организуются и проводятся спортивные игры вне помещения.
  3. Физическая подготовка военнослужащих в краткие сроки (15-20 дней) к действиям в особых условиях проводится с учетом характера и особенностей боевой деятельности подразделений.

В содержание учебных занятий по физической подготовке включаются физические упражнения и действия, способствующие развитию специальной выносливости и формирующие навыки, необходимые для выполнения боевых приемов и действий.

Тренировки, как правило, организуются в составе подразделения и проводятся в условиях, приближенных к боевой обстановке.

Физические упражнения выполняются с постепенным усложнением обстановки (в различное время дня, в условиях ограниченной видимости, ночью, в условиях замкнутого пространства).

Утренняя физическая зарядка

  1. Утренняя физическая зарядка проводится с военнослужащими по призыву и курсантами вузов с целью систематической физической тренировки. Зарядка способствует быстрому приведению организма после сна в бодрое состояние, является обязательным элементом распорядка дня и проводится через 10 минут после подъема ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Ее продолжительность — 30-50 мин.
  2. Утренняя физическая зарядка проводится, как правило, в форме комплексного занятия, включающего подготовительную, основную и заключительную части.
  3. Места для проведения утренней физической зарядки закрепляются за подразделениями. Они должны быть хорошо освещены. Дистанции для ходьбы и бега размечаются указателями.
  4. Военнослужащие по контракту утренней физической зарядкой занимаются самостоятельно.

Курсанты военно-учебных заведений занимаются утренней физической зарядкой в составе подразделения под руководством наиболее подготовленного военнослужащего.

  1. В период учебных и лагерных сборов зарядка с военнослужащими по контракту, призыву, курсантами вузов организуется и проводится в составе подразделения под руководством командира.
  2. Контроль за проведением утренней физической зарядки осуществляется ежедневно дежурным по воинской части и периодически — командирами (начальниками), специалистами физической подготовки и медицинской службы.

Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности

 

  1. Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности проводится с целью поддержания профессиональной работоспособности военнослужащих. Она организуется с учетом решаемых учебных и боевых задач, включает физические упражнения в условиях дежурства, попутную физическую тренировку, физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами.
  2. Физические упражнения в условиях боевых дежурств организуются и проводятся, исходя из особенности воинской специальности. Инструкция по выполнению физических упражнений в условиях боевого дежурства разрабатывается начальником физической подготовки и утверждается командиром воинской части.
  3. Попутная физическая тренировка направлена на повышение уровня физической подготовленности, совершенствование военно-прикладных двигательных навыков и полевой выучки военнослужащих. Она организуется и проводится при передвижении подразделений к местам занятий и при возвращении с них, а также в ходе практических занятий по боевой подготовке.

В организацию попутной физической тренировки входят: выбор маршрута, его подготовка, определение методов тренировки и нагрузки; отражение в расписании занятий и плане-конспекте краткого содержания тренировки и инструктаж соответствующих должностных лиц.

Порядок ее проведения, содержание и контрольные нормативы для каждого варианта определяются заместителем командира воинской части и начальником физической подготовки и спорта.

В содержание попутной физической тренировки включаются: марш-броски и передвижение на лыжах с попутным преодолением искусственных и естественных препятствий; тренировка в посадке и высадке из военно-транспортной техники; буксирование на лыжах за боевой техникой и другие приемы и действия, входящие в содержание боевой подготовки.

Средствами физической тренировки в ходе практических занятий по боевой подготовке могут быть специальные приемы и действия, предусмотренные темой проводимого занятия.

Повышение физической нагрузки на занятиях по боевой подготовке достигается:

увеличением количества повторений специальных приемов и действий;

увеличением дистанции ускоренного передвижения;

повышением скорости передвижения и выполнения других действий;

увеличением массы переносимого груза;

использованием средств индивидуальной защиты;

уменьшением времени отдыха между упражнениями и действиями.

  1. Физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами выполняются в целях сохранения достигнутого ранее уровня физической тренированности и поддержания постоянной готовности к действиям с максимальным физическим напряжением.

В период длительного передвижения войск железнодорожным транспортом физические упражнения выполняются во время продолжительных остановок в форме зарядки в порядке, установленном начальником воинского эшелона. Во время безостановочного движения воинского эшелона физические упражнения выполняются в вагонах через каждые 3-4 часа с соблюдением норм и правил безопасности.

При длительном передвижении войск на боевых и транспортных машинах физические упражнения выполняются во время остановки, не выходя из машин или после высадки из них.

При нахождении в военно-транспортной технике военнослужащие выполняют физические упражнения на своих местах: наклоны, повороты и вращения головой и туловищем, поднимание рук, ног, прогибание в грудной части и другие физические упражнения.

После высадки из транспортных средств физические упражнения выполняются с разрешения старшего колонны, который определяет порядок, время и место проведения занятий. Применяются пробежки по местности с преодолением препятствий, общеразвивающие упражнения или подвижные игры.

Спортивно-массовая работа

119.Спортивно-массовая работа ─ процесс физического совершенствования военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала ВС РФ, связанный с организацией и проведением физкультурно-спортивных мероприятий и направленный на повышение физической подготовленности, организацию досуга и пропаганду здорового образа жизни. Спортивно-массовая работа в воинской части включает массовый спорт и подготовку сборных команд воинской части. Основными формами спортивной работы являются: учебно-тренировочные занятия по военно-прикладным видам спорта; военно-спортивные соревнования; смотры спортивной работы; спортивные праздники, вечера.

Основу спортивно-массовой работы составляет Военно-спортивный комплекс Вооруженных Сил Российской Федерации.

  1. Содержание спортивно-массовой работы составляют регулярная физическая тренировка и спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта, Военно-спортивного комплекса (ВСК).
  2. Для организации и проведения спортивно-массовой работы с личным составом армии и флота, в главных и центральных управлениях Министерства обороны, в видах Вооруженных Сил, округах (флотах), объединениях, соединениях, воинских частях, военно-учебных заведениях, а также в гарнизонах, где дислоцируются несколько воинских частей, создаются спортивные комитеты под председательством заместителя командира (начальника).
  3. Спортивный комитет назначается в помощь командиру воинской части (начальнику), его приказом и состоит из 7─11 человек (председатель, его заместители, секретарь, председатель коллегии судей и члены).

В гарнизоне, где дислоцируются несколько воинских частей, приказом начальника гарнизона назначается спортивный комитет гарнизона. В военно-учебном заведении (по решению начальника) спортивные комитеты могут создаваться на факультетах (в батальонах).

  1. На спортивный комитет возлагаются:

разработка проекта приказа об организации спортивно — массовой работы, составление Плана спортивно — массовой работы и Положения о спортивных, военно-спортивных соревнованиях и смотре спортивно-массовой работы;

организация работы по Военно-спортивному комплексу;

организация и проведение смотров спортивно-массовой работы, спортивных праздников, вечеров и других мероприятий;

подготовка и проведение учебно-методических сборов и семинаров со спортивными организаторами подразделений, тренерами и судьями по видам спорта;

подбор и инструктаж судейских бригад для проведения спортивных и военно-спортивных соревнований на первенство воинской части;

контроль спортивно-массовой работы в подразделениях, учебно-тренировочных занятий в спортивных командах воинской части и оказание помощи командирам подразделений, спортивным организаторам и тренерам по видам спорта;

обобщение и распространение передового опыта организации и проведения спортивно-массовой работы;

организация и проведение спортивных мероприятий с членами семей военнослужащих, гражданским персоналом Вооруженных Сил;

рассмотрение материалов для присвоения личному составу спортивных званий, разрядов, судейских категорий и награждения военнослужащих спортивными нагрудными знаками;

анализ состояния спортивно-массовой работы и разработка предложений по ее совершенствованию.

Спортивный комитет в своей работе поддерживает связь с местными физкультурными и спортивными организациями. Он работает по месячному плану, утвержденному командиром воинской части (начальником военно-учебного заведения). Наиболее важные вопросы обсуждаются на заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в два месяца.

  1. Основными направлениями работы членов спортивного комитета являются оказание помощи подразделениям в организации спортивно-массовой работы.
  2. В отдельных гарнизонах и военно-учебных заведениях по инициативе военнослужащих могут организовываться общественные спортивные клубы для организации физкультурно-оздоровительного досуга.
  3. В подразделении для помощи командиру в организации и проведении спортивной работы назначается спортивный организатор. Он обязан:

участвовать в организации и проведении спортивно-массовой работы в подразделении;

участвовать в оформлении наглядной агитации и освещении хода выполнения личным составом подразделения упражнений и требований Военно-спортивного комплекса;

оформлять и представлять командиру подразделения материалы на военнослужащих, выполнивших упражнения и требования Военно-спортивной комплекса;

вести учет спортивно-массовой работы.

  1. Для организации и проведения учебно-тренировочной и воспитательной работы в спортивной команде (секции) воинской части из числа наиболее подготовленных в спортивном отношении военнослужащих назначается тренер по спорту. Он обязан:

организовывать учебно-тренировочную и воспитательную работу в спортивной команде;

участвовать в оформлении материалов на присвоение военнослужащим спортивных разрядов и званий;

вести учет работы спортивной команды;

организовывать и проводить соревнования по видам спорта.

  1. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется возможность свободного выбора занятий тем или иным видом спорта, развиваемым в виде, роде войск Вооруженных Сил.
  2. Спортивные и военно-спортивные соревнования проводятся в соответствии с действующими правилами. Результаты соревнований фиксируются в отчетных документах, которые хранятся в течение одного года.

Отчетными документами являются: приказ (приказание) об организации и проведении соревнования; протокол проведения мандатной комиссии, протоколы взвешивания, рабочие протоколы (порядок смен, заплывов и т.д.), сводный протокол личного и командного первенства, итоговые протоколы; другая спортивно-техническая документация; отчет главного судьи соревнований; приказ (приказание) по итогам проведения соревнования.

  1. В целях организации и качественного проведения различных спортивных соревнований издаётся приказ командира воинской части о назначении судейской коллегии.
  2. Порядок проведения соревнований определяется Положением о соревнованиях. В нем указываются задачи, программы и условия соревнований по каждому виду спорта, порядок определения личного и командного первенства, награждения победителей и представление заявок.
  3. Военнослужащие могут принимать участие в соревнованиях, проводимых городскими, областными, общественными и другими спортивными организациями. Командирование военнослужащих производится в порядке, установленном в Вооруженных Силах.

Продолжительность подготовки к участию в соревнованиях составляет:

В зависимости от длительности учебно-тренировочных сборов и соревнований решение на командирование военнослужащих дается: командиром воинской части – до 5 суток; командиром соединения – до 15 суток; командующим видом, родом воск, военным округом (флотом, отдельным объединением) – до 30 суток.

  1. Военнослужащим Вооруженных Сил запрещается выступать за команды добровольных спортивных обществ и физкультурно-спортивных организаций других федеральных органов исполнительной власти.
  2. Смотры спортивно-массовой работы являются массовыми состязаниями и ежегодно проводятся по упражнениям Военно-спортивного комплекса, военно-прикладным видам спорта с определением мест каждому подразделению (до взвода включительно), воинской части.
  3. К выполнению упражнений и требований Военно-спортивного комплекса привлекаются все военнослужащие, кроме занимающихся в группе лечебной физической культуры и освобожденных по состоянию здоровья (приложение 13).
  4. Ответственность по организации выполнения упражнений и требований по Военно-спортивному комплексу несут командиры воинских частей (начальники военно-учебных заведений). Непосредственное организационно-методическое руководство этой работой в воинской части осуществляют спортивные комитеты и специалисты физической подготовки и спорта.
  5. Право оценивать выполнение упражнений и требований Военно-спортивного комплекса предоставляется проверяющим из числа командиров рот, их заместителей и выше. Результаты выполнения упражнений и требований комплекса отражаются в соответствующих документах и в специальной ведомости учета.
  6. Военнослужащие, выполнившие упражнения и требования Военно-спортивного комплекса, представляются к награждению знаками отличия, определёнными в настоящем Наставлении.

Для награждения личного состава знаками отличия «Воин-спортсмен» и «Отличник физической подготовки» командиры (начальники) представляют начальнику физической подготовки и спорта воинской части список военнослужащих, полностью выполнивших упражнения и требования Военно-спортивного комплекса. Спортивный комитет воинской части имеет право организовать выборочную проверку военнослужащих, представленных к награждению этими знаками.

  1. Награждение военнослужащих знаком отличия «Воин-спортсмен» первой и второй степени осуществляется по приказу командира воинской части, а знаком отличия «Отличник физической подготовки» — по приказам командующего военным округом и выше. Нагрудный знак и удостоверение к нему выдаются военнослужащим бесплатно (вручаются в торжественной обстановке) – приложение 14).
  2. Установленные в Российской Федерации спортивные звания и разряды, судейские звания и категории присваиваются военнослужащим, членам их семей, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил в соответствии с требованиями и условиями Единой Всероссийской спортивной классификации.

Самостоятельная физическая тренировка

 

  1. Самостоятельной физической тренировкой военнослужащие по контракту занимаются индивидуально, пользуясь методическими рекомендациями специалиста физической подготовки и врача. Необходимость данной формы физической подготовки обусловлена персональной ответственностью каждого военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за уровень физической подготовленности. Занимающийся сам планирует тренировочную нагрузку и систематичность занятий с учетом индивидуального уровня подготовленности. Примерный план тренировок изложен в Руководствах по физической подготовке в видах Вооружённых сил РФ и родах войск.
  2. Занятия физическими упражнениями осуществляются на учебно-материальной базе воинской части или на других объектах с учетом рекомендаций по организации самостоятельной физической тренировки.
  3. Контроль уровня физической подготовленности проводится ежемесячно, в соответствии с планом индивидуальной тренировки. Оценка по данным контроля осуществляется специалистами по физической подготовке, а также самими занимающимися, которые должны уметь оценивать состояние своей тренированности. С этой целью могут использоваться упражнения, указанные для соответствующей возрастной группы в Наставлении по физической подготовке.

 

3.3 Средства физической подготовки

Общие положения

  1. Для эффективного решения задач физической подготовки упражнения применяются в соответствии с их направленностью на развитие и поддержание на требуемом уровне физических и специальных качеств, военно-прикладных навыков.
  2. Физические качества — это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность военнослужащего.

К основным физическим качествам военнослужащих относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость.

  1. Под выносливостью понимается способность военнослужащих противостоять утомлению в процессе двигательной деятельности.

Выносливость может быть общей и специальной. Она обусловливается физиологическими возможностями организма.

  1. Под силой понимается способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
  2. Под быстротой понимается способность совершать двигательные действия в минимальное время.
  3. Под ловкостью понимается способность военнослужащего выполнять движения координировано и точно, а также своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникшей задачей.
  4. В результате занятий физической подготовкой развиваются и совершенствуются психологические качества: психическая устойчивость, уверенность в своих силах и целеустремленность, смелость и решительность, инициатива и находчивость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, эмоциональная устойчивость, устойчивость внимания и способность к его широкому распределению и переключению
  5. Специальные качества — это свойства организма, обеспечивающие его устойчивость к воздействию определенных неблагоприятных факторов профессиональной деятельности. К основным из них относятся: устойчивость к укачиванию, гравитационным перегрузкам, кислородному голоданию, вибрации, гиподинамии.
  6. Прикладные двигательные навыки — это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей.

К основным прикладным двигательным навыкам относятся: навыки в передвижении на лыжах, совершении марш-бросков, преодолении препятствий, военно-прикладном плавании, рукопашном бою. Навыки формируются и совершенствуются путем многократного повторения упражнений.

 

3.4 Разделы физической подготовки

 

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://shtab.su/konspekt/fizicheskaya-podgotovka/nastavlenie-po-fizicheskoj-podgotovke-v-vooruzhennyx-silax-rossijskoj-federacii-nfp-2009.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий