Кто составляет меню в школе

 

Организация питания в школе. Правила обеспечения школьников обедами и завтраками. Какие при этом используются нормы, положения, нормативные документы, СанПин. Осуществление контроля. Как осуществляется организация питания в школе. Каковы общие положения и закон. Какие документы необходимы. Осуществление контроля и проверки. Основные требования для интернатов. Общеобразовательные учреждения

Общие моменты

Процесс обучения в школе требует максимального внимания со стороны государства и местных властей, так как от него зависит будущее поколение, его навыки и социализация.

Питание в этом процессе имеет не самую малозначительную роль, так как именно в период обучения в школе детский организм проходит стадии развития и роста, а также формирования здоровой привычки и навыков.

Процесс обучения требует значительных энергозатрат. При этом исследования показывают, что полноценное горячее питание помогает школьникам:

  1. Бороться с хронической усталостью, которая часть возникает у детей.
  2. Сопротивляться стрессам, возникающим ввиду повышенных умственных и физических нагрузок.
  3. Повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.
  4. Положительно влияет на успеваемость.

Организация школьного питания начинается с созыва соответствующей комиссии, что производится в августе, перед началом учебного года.

Данная комиссия определяет основные вопросы, имеющие значение для организации питания, вплоть до выбора продуктов, времени и контроля соответствия решений существующим нормам.

Что это такое

Организация школьного питания — это обеспечение учащимся определённых категорий приёма пищи в соответствии с имеющимися законодательными требованиями, которые устанавливаются на федеральном и муниципальном уровнях.

Питание должно быть организовано так, чтобы обеспечить учащихся всеми необходимыми для организма компонентами с учётом территориальных и национальных особенностей, а также с учётом возраста школьников

Объём и набор продуктов будет зависеть от времени пребывания ученика в образовательном учреждении, его возраста и фактической нагрузки.

При этом существует ряд продуктов, которые категорически запрещено использовать при составлении детского меню, а также продукты, использование которых рекомендуется (либо заменяется на соответствующие по составу).

Основные требования

Школьное питание должно соответствовать нескольким требованиям:

Режим питания может отличаться в зависимости от смены обучения. Так, для обучающихся в первой смене школьный завтрак производится после второго урока (с первого по пятый класс, для остальных — после третьего).

Обед до 5 класса — с часу до двух, для остальных — с двух до трёх. Вторая смена имеет право на полдник, который проводится после второго или третьего урока.

Второй приём пищи — это ужин, который проводится около семи-восьми часов вечера. В школе должно быть положение об организации детей в школе, которое определит основные правила и должно соответствовать всем правовым нормам.

Нормативные документы

Главный документ, на основании которого производится организация школьного питания и иных моментов — это ФЗ «Об образовании», который решает основополагающие вопросы в данной сфере.

Конкретно в статье 37 говорится о школьном питании. Также необходимо учитывать санитарные нормы, которые могут регулировать не только школьное питание, но и питание в общественных местах в целом.

Так, например, САНПИН определяем требования к школьному меню и другим важным моментам.
Когда можно получить налоговый вычет по ипотеке смотрите в статье: за что можно получить налоговый вычет.

Про выход на пенсию военнослужащего по выслуге лет, читайте здесь.
Более подробно вопросы организации питания в школах регулирует законодательство субъектов, а также муниципальное законодательство, так как такие вопросы находятся в её ведении.

Применяемые нормы

Меню представляет собой бумагу, информирующую учеников и родителей о том, какой пищей располагает школьная столовая.

При составлении данного документа учитываются следующие принципы:

  1. Блюдо, вошедшее в состав меню должно восполнять в детском организме основные пищевые и питательные вещества, т.е. удовлетворять физиологическую потребность детей.
  2. Возрастная группа учащихся.
  3. Ассортимент блюд должен отвечать требованиям разнообразности и сочетаемости пищевых продуктов.
  4. Обязательному учету подлежат: сезонность, особенности национального характера, цена блюда и трудовые затраты, необходимые для его приготовления.

При разработке меню обязательно должны быть учтены нормативно-технические и методические документы. Достичь широкого ассортимента блюд можно посредством использования в отношении 1 продукта нескольких способов тепловой обработки, например, мясо можно отварить, пожарить, припустить или потушить.

Законодательное регулирование вопроса

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» процедура организации школьного питания полностью лежит на плечах образовательного учреждения.

Здесь же содержится информация о разработанных нормах питания и санитарных условиях, но нет ни слова об оплате детских обедов.

Кроме того законодательство требует наличия в образовательных учреждениях длительного перерыва, достаточного для принятия пищи.

Основные правила организации питания, соблюдаемые при регистрации школьных столовых

Фото 2

В целях соблюдения надлежащего санитарного состояния столовых и обеспечения необходимых технологических параметров приготовления пищи руководство образовательного учреждения в процессе организации питания должно обеспечивать:

  • Соблюдение работниками личной гигиены;
  • Установку и бесперебойную работу раковин с исправными подводками горячей и холодной воды для поддержания чистоты цехов и помещения для приема пищи, а также гигиены сотрудников школьной столовой;
  • Выдачу персоналу спецодежды, к которой относятся халат, брюки, головной убор и легкая обувь, препятствующая скольжению. Количество комплектов спецодежды сотрудников столовой должно быть не менее трех единиц для бесперебойной организации своевременной замены и стирки. Базовые учреждения должны обеспечивать централизованную стирку рабочей одежды персонала;
  • Организацию хранения личных вещей сотрудников столовой и обуви отдельно от рабочей одежды (разные шкафы);
  • Обработку полуфабрикатов или сырья с возможным наличием микробиальной обсемененности (мясо, яйца в сыром виде) в отдельном помещении и после осуществления всех операций проведение дезинфекции;
  • Организацию технологического процесса так, чтобы не происходило пересечения сырья и готовой продукции в столовой;
  • Обеспечение отсутствия на рабочем месте сотрудников с явными признаками заразных заболеваний.

Требования к работникам школьных столовых и организация их соблюдения

Работники столовых дошкольных учреждений должны выполнять такие требования:

  • Приходить на работу только в чистом и опрятном виде;
  • Оставлять все личные вещи в раздевалке или специально отведенном помещении;
  • Коротко стричь ногти;
  • Длинные волосы закалывать и собирать таким образом, чтобы он не выглядывали из-под головного убора;
  • При наличии выявленного у членов своей семьи заболевания, спровоцированного кишечной инфекцией, немедленно сообщать о таком факте руководству;
  • При появлении первых признаков простудных заболеваний обращаться в медицинское учреждение для предотвращения распространения болезни на сотрудников столовой и учащихся школьного учреждения;
  • В процессе механической и технологической обработки продуктов питания снимать любые украшения и аксессуары, которые могут попасть в пищу;
  • В рабочей одежде не выходить на улицу и не заходить в санитарные комнаты (при необходимости посещения туалета требуется снять рабочую одежду перед входом в помещение);
  • После посещения туалета дезинфицировать руки специальным раствором, наличие которого должно строго контролироваться руководством и ответственными за лицами школьного учреждения;
  • Поступать на работу в организацию только при наличии медицинской книжки, в которой проставлены отметки об отсутствии нарушений и болезней, препятствующих работе в учреждениях общественного питания. Каждая из содержащихся отметок должна своевременно возобновляться – обход врачей осуществляется раз в год, отметка о прохождении лекции по санитарному минимуму раз в два года и т.д.

Для школьников, больных сахарным диабетом

Школа обязательно должна знать о том, что их ученик страдает от такого заболевания, как сахарный диабет. Введение инсулина ведет к постоянному снижению уровня глюкозы в крови вне зависимости от приема пищи. Школьное меню в данном случае заслуживает особого внимания. Только при помощи перекусов в определенное время можно предотвратить наступление гипогликемического состояния.

Учитель не имеет права задерживать школьника, страдающего от сахарного диабета или отнимать у него время, отведенное на перемену.

Основные положения организации питания в школах-интернатах

При организации питания в школах-интернатах руководство и работники основываются на таких нормах и принципах:

  • Организация питания, обеспечение поставок сырья и его обработка производится исключительно силами сотрудников столовой;
  • Финансирование столовой осуществляется из государственного бюджета с возможным привлечением сторонних средств от организаций на добровольной основе;
  • Доставка сырья и вспомогательных материалов для обеспечения питания может осуществляться исключительно на договорной основе и только теми организациями, которые зарегистрированы в качестве юридических или физических лиц. На все поставляемые виды сырья должны иметься соответствующие ветеринарные свидетельства или сертификаты качества, срок действия которых распространяется на поставленную партию;
  • Организация процесса приготовления должна производиться так, чтобы учащиеся своевременно получали положенное питание;
  • Меню столовой на текущую неделю должно находиться в общей доступности для учащихся, руководителей и контролирующих органов, причем в нем необходимо отражать информацию об объемах каждого блюда;
  • Существующий график приема пищи в столовой должен отдельно утверждаться директором учреждения;
  • Обслуживание в процессе питания должно сопровождаться предварительным накрытием столов силами работников столовой;
  • Ежегодно в соответствии с приказом директора школы назначается ответственное за организацию питания лицо.

Существующие нормы организации питания в школьных столовых

Фото 3

Решение вопроса организации питания в школьных столовых Российской Федерации осуществляется на основании Федеральных законов «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом обслуживании населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «О защите прав потребителей». Кроме того, регулирующими питание школьников документами являются «Приказ по школе», «Положение о работе столовой» и заключенные договора с поставщиками продуктов питания и сырья, а также организациями, которые осуществляют частичное или полное приготовление блюд или полуфабрикатов, предназначенных для употребления обучающимися.

В процессе организации питания и разработки меню столовой все учреждения должны учитывать и соблюдать такие требования:

  • За счет полноценного питания повышать сопротивляемость детского организма стрессам, которые возникают из-за повышенных умственных и физических нагрузок в школе;
  • Повышать устойчивость иммунной системы детей к различным инфекционным заболеваниям;
  • Обеспечивать соответствие энергетической ценности продуктов питания физиологическим потребностям организма в зависимости от возраста школьников;
  • Обеспечивать сбалансированность питания благодаря соотношению основных компонентов продуктов;
  • Восполнять дефицит витаминов, особенно в период их острой нехватки (зимний и весенний период);
  • Максимально разнообразить существующий рацион блюд столовой;
  • Выполнять достаточную технологическую обработку (тепловую и механическую), которая будет обеспечивать наилучшие вкусовые качества и сохранять имеющуюся пищевую ценность продуктов;
  • Обеспечивать отсутствие в рационе питания тех продуктов, которые могут представлять опасность из-за негативного влияния на пищеварительную систему или содержать вредные и некачественные компоненты;
  • Соблюдать санитарное состояние помещений столовой, в которых осуществляется процесс хранения, приготовления и приема пищи.

Отдельные нормы и порядки школьного питания могут устанавливаться в территориальных органах РФ на уровне администраций или отдельных субъектов при условии, что они не противоречат законам Федерального значения.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://posobieguru.ru/obrazovanie/shkola/organizacija-pitanija/
  • http://posobie-help.ru/molodaya-semya/detskij-sad/pravila-organizacii-pitaniya-v-shkolax.html
  • https://posobie.center/molodaya-semya/shkola-i-detskij-sad/organizatsiya-pitaniya-v-shkole/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий