Как правильно составить схему дтп

 

Если между участниками аварии нет разногласий, то самостоятельное составление схемы ДТП – это оптимальное решение, которое сэкономит множество сил и времени. Такой вариант возможен только при соблюдении определенных условий, описанных в 11 пункте ФЗ «об ОСАГО». Для того чтобы документ имел юридическую силу и не последовал обоснованный отказ в выплате со стороны страховой компании, необходимо составить его с соблюдением всех правил. Образец схемы ДТП и инструкция как правильно нарисовать схему ДТП самому: что должна содержать схема, правила и порядок составления, требования к различным видам схем.

Когда нельзя самостоятельно составлять схему?

Самостоятельное составление схемы ДТП в 2019 году допустимо, только если соблюдается следующий перечень условий:

  • В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали исключительно автомобили, при этом у каждого участника имеется полис ОСАГО.
  • В аварии отсутствуют пострадавшие и погибшие. Какому-либо другому имуществу (например, дорожным знакам, витринам и т.д.).

При наличии пострадавших протокол составляется с обязательным присутствием понятых (статья 214 приказа МВД №185).

  • Участники ДТП смогли договориться, и у них нет разногласий относительно степени вины.
  • Оценочная сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей.

Если не выполняется хотя бы одно из представленных выше условий, то самостоятельно составить схему ДТП в 2019 году нельзя и оформление должно происходить в общем порядке (с привлечением инспекторов ГИБДД или аварийных комиссаров).

При игнорировании этих правил, страховая компания будет иметь право отказать в выплате.

Когда нужно составлять схему?

Схему ДТП желательно составлять сразу же после его образования, пока все детали и различные обстоятельства в окружении находятся на своих местах.

Кто бывал в ДТП знает, что для вызова сотрудников ГИБДД на место ДТП может потребоваться пол-дня. В связи с этим, чтобы не терять время и не упустить важные детали ДТП, схему нужно составлять самостоятельно и как можно быстрее.

При составлении схемы возможны несколько вариантов:

  • Ничего не делать после ДТП, сидеть и ждать, когда приедут инспектор ГИБДД, которые все оформят, установят виновников и зарисуют схему ДТП.
  • Нарисовать схему самостоятельно, указав все моменты. В данном случае не должно быть споров и виновник ДТП должен быть согласен со своим положением. Подписав данную схему все участники, не теряя время, направляются самостоятельно в инспекцию ГИБДД для регистрирования ДТП и получения необходимых справок.
  • Оформить все по правилам — по европротоколу — и направиться непосредственно уже в страховую компанию, минуя ГИБДД. Стоит иметь ввиду, что для оформления ДТП с составлением схемы данным способом возможно только при выполнении обязательных условий.

Стоит заметить, что если после образовавшегося ДТП никто не соглашается стать виновным, то в данном случае рисовать схему самостоятельно нет необходимости, т. к. придется вызывать полицию, которая все сама и зафиксирует.

Итак, схему ДТП необходимо составлять по правилам и в обязательном порядке. Иначе, неправильно оформленную схему могут не принять в ГИБДД и страховой компании. После этого придется зарисовывать ее повторно, вспоминая по памяти все обстоятельства ДТП.

Правильно оформленная схема поможет сократить время и ускорит процесс получения всех справок.

Схема дорожно-транспортного происшествия для ГИБДД

Существует расхожее мнение, что СДТП для ГИБДД составляется только должным лицом. Но это справедливо лишь отчасти. Действительно, при прибытии на место происшествия экипажа ДПС, схема составляется полицейскими (инспектором или следователем, в зависимости от классификации ДТП), в соответствии с пунктом 154 Админрегламента (Приказ № 664 от , далее Регламент). При этом водители могут сфотографировать для себя готовый документ.

Но, в соответствии с пунктами 285 и 287 Регламента, в зависимости от обстоятельств происшествия (или других объективных причин – занятость экипажей ДПС, труднодоступность места ДТП и т. п.), дежурный оператор ГИБДД может предложить участникам самостоятельно собрать материалы, включая составление СДТП, а также фото- и видеосъемку. А после этого приехать на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД.

Здесь водители должны понимать, что они составляют лишь черновой вариант схемы, имеющий статус материала. Схему, имеющую юридическую силу, составят должностные лица, которым будут переданы все собранные материалы.

Статья в тему:

Как действовать при ДТП: подробная пошаговая инструкция + образцы объяснения и встречного иска + видеобонус: как отличить недобросовестных автоюристов
Кто и в каком порядке проводит регистрацию ДТП и когда это должен сделать сам водитель + образец журнала регистрации аварий для организаций

Как составлять схему ДТП для ГИБДД?

Для схемы, предназначенной в ГИБДД (или ГАИ, как многие привыкли называют эту организацию) можно использовать стандартный лист бумаги формата А4, но подойдет и простой двойной лист школьной тетради – лучше в клеточку: так нарисовать все в соответствии с масштабами будет проще. Далее следует соблюдать простые правила – отобразить на схеме сведения, подразделяемые на пять основных групп.

Согласно п. 280 Регламента, они следующие:

  1. Административные координаты места ДТП с полными названиями (район, населенный пункт, улица, километр и т. д.).
  2. Дополнительные подробности описания места происшествия.
  3. Особенности дорожной разметки и дорожных знаков.
  4. Особенности дорожной инфраструктуры, включая прилегающие к полотну движения объекты.
  5. Подробности последствий ДТП в привязке к описанному месту.

Вот список того, что необходимо отразить в СДТП:

  • Озаглавить лист: «Схема ДТП».
  • Указывается дата и время происшествия, названия местности.
  • Наносится расположение улиц с их названиями.
  • Обязательно обозначаются: перекрестки, трамвайные пути, светофоры с указанием цвета на момент аварии, дорожная разметка, дорожные знаки, островки безопасности и т. п.
  • Указываются объекты, прилегающие к дороге: сооружения, ограждения, столбы, газоны и т. п.
  • Обозначаются машины – буквами «А», «Б», «В» (их нужно представить их в виде простых геометрических фигур, с указанием ориентации).
  • Рисуется расположение авто в момент происшествия.
  • Указывается направление, в котором двигались ТС участников аварии – стрелочками.
  • Обозначается место удара (или ударов) – крестиком.
  • Обозначается другой транспорт, если он препятствовал движению или как-либо был причастен к ДТП.
  • Изображаются другие важные детали – следы торможения, заноса, место разлета осколков, частей авто и прочие факторы или объекты.
  • Внизу расшифровываются обозначения: под какой буквой, какой марки машина и какому госномеру она соответствует.
  • Указывается фамилия составителя схемы.
  • Указывается ФИО каждого участника ДТП и проставляются подписи.
  • Собираются подписи свидетелей под схемой, если таковые имеются.
  • Желательно фраза: «с составленной схемой согласны» от каждого участника ДТП.

В некоторых случаях, для более детальной фиксации происшествия, на схеме нужно указать две точки расположение машин:

  1. В момент столкновения.
  2. В момент прекращения инерционного движения.

Дополнительно к схеме прилагается:

  • Описание условий движения на момент аварии – погодные, дорожные, суточные и т. д. (можно написать на обороте листа схемы).
  • Показания свидетелей ДТП (при наличии) – желательно на отдельных листах, с указанием паспортных данных.
  • Фото- и видеозаписи, включая записи с автомобильных видеорегистраторов.

Внимание! Если один из участников в чем-то не согласен со схемой, то он должен написать об этом в пояснениях или составить свой вариант графического отображения событий.

Статьи в тему:

Как составляется протокол осмотра места ДТП и когда он нужен: подробная информация + образец заполнения

Как зафиксировать свидетелей при ДТП и как найти их потом: самый полный список методов поиска

Как рисовать машины для СДТП

Я уже писал, что автомобили изображаются в виде геометрических фигур и маркируются заглавными буквами. В пояснении каждой букве должен соответствовать госномер ТС. Обязательно здесь то, чтобы у машин-фигур имелось обозначение фронтальной стороны (можно с указанием места водителя).

Из приведенной ниже картинки и тех, которые будут приводиться по ходу рассказа, видно, что большинство условно обозначает машину в виде прямоугольника с закругленными углами. Впрочем, детали геометрических форм не имеют особенного значения – лишь бы на схеме в отношении авто все было понятно с исчерпывающей ясностью.

Вот пример СДТП, составленной участниками аварии для ГИБДД:

Заполненная в условиях улицы и нервного напряжения схема вряд ли будет образцом графического искусства. Но это не главное – важно, чтобы на ней все было как можно детальнее и понятней с минимумом исправлений.

Но сегодня, не имея способностей к рисованию, можно легко создать высококачественную СДТП при помощи компьютера и специальных сервисов сети интернет. Для этого данные собранные на месте аварии переносятся в специальный редактор, где и формируется документ.

Внимание! Составленную водителями схему для ГИБДД желательно сфотографировать, чтобы ни один из участников позже не смог туда что-либо дорисовать.

Что должно быть в схеме ДТП?

В российском законодательстве нет особо жестких требований по художественной составляющей схемы дорожно-транспортного происшествия. Главный фактор – достоверность и полнота предоставленной информации. С помощью данной схемы сотрудники ГИБДД и страховой компании устанавливают ответственность сторон. В 2019 году в схеме ДТП должны быть указаны следующие сведения:


  • Подробное описание месторасположения произошедшей аварии (полное название улиц, трасс и т.д.).
  • Детальное расположение транспортных средств перед аварией с указанием направлений.
  • Если на пути движения автомобилей были преграды они должны быть детально описаны.
  • Подробное расположение светофоров, дорожных знаков и линий разметки. Последняя нужна для того, чтобы выяснить, были ли ограничения у участников ДТП на совершение тех или иных маневров.
  • Если в момент дорожно-транспортного происшествия на дороге были другие ТС, необходимо указать их.
  • Место, где произошло первое соприкосновение транспортных средств.
  • Расположение автомобилей после ДТП.

Планируемые нововведения в 2019 году

Фото 2

По официальным данным, с 1 октября 2019 года будут произведены нововведения в 11 статью Федерального Закона «об ОСАГО». В частности, будет сокращен список условий, при которых можно обойтись без сотрудников ГИБДД, и упрощены некоторые процедуры. Иными словами, составить Европротокол станет проще. Отметим  наиболее значимые изменения, которые вступят в силу в следующем году:

  • Сокращен список требований для составления Европротокола, останется 2 пункта: ущерб причинен только двум транспортным средствам и наличие у водителей полиса ОСАГО. Теперь разногласия водителей не будут иметь значения.

Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.
  • Добавлен пункт, в котором сказано, что все сведения о ДТП должны быть занесены в Европротокол.
  • Максимальная выплата по Европротоколу увеличена до 400 тысяч рублей (для всех регионов РФ) – пункт 5, статьи 11 ФЗ «об ОСАГО»
  • Вводятся правила фиксации ДТП. Фотографии должны быть сделаны с помощью специального приложения (утвержденного правительством, стороннее ПО использовать нельзя). Это сделано для того чтобы предотвратить возможное искажение фотографий с помощью редакторов. Пока сведений о будущем приложении нет, но союз автомобильных страховщиков сообщил, что до конца 2019 года разместит в общем доступе бета-версию, чтобы у водителей было время ознакомиться с ним.
  • Координаты и факт произошедшего ДТП должны быть зафиксированы с помощью устройства ГЛОНАСС.

Если у водителей отсутствует приложение от союза автостраховщиков или устройство ГЛОНАСС, то оформление по Европротоколу будет невозможным. Это существенный минус, так как далеко не все водители станут заранее скачивать себе приложение и знакомиться с его функционалом. Сделать установку программного обеспечения обязательной на законодательном уровне не представляется  возможным.

Если один из водителей отказывается подписать схему ДТП

Если один из участников отказывается подписывать составленную схему ДТП, оформление аварии должно производиться только с участием сотрудников ГИБДД. Можно попросить подписать документ очевидцев происшествия. В схеме должно быть отмечено, что второй участник отказывается ставить свою подпись, с указанием причины такого поступка.

Методика составления схемы

Готовится схема на обычном листе А4 или в Европротокола в п.17. При самостоятельном оформлении документов, водители используют извещение о ДТП, в котором есть основной лист и дополнительный (копирка).

На бумаге указывается место, где был удар машин, прописываются названия всех улиц, что есть поблизости — с нумерацией и расположением торговых центров, магазинов и других ориентиров. Обязательно указать светофоры, знаки и разметку.

Авто рисуются в виде прямоугольников, схематично. Стрелками можно указать направление и положение транспорта, а сами машины обозначить условными обозначениями — А и В, место столкновения это — Х. Все пометки нужно описать внизу документа.

Извещение о ДТП предполагает заполнение данных бланка:

  1. Место аварии.
  2. Указывается количество повреждённых машин, пострадавших.
  3. При наличии свидетелей, прописываются их показания.
  4. Точная информация водителей и их машин.
  5. Данные страховой фирмы, услугами которых пользуются водителя, а также информация полиса и срок его действия.
  6. Список повреждений машины.
  7. Если оформление составлялось инспекторов ДПС, то нужен номер его значка, прописывается в п. 8.
  8. В п. 16 указывается одно обстоятельство, что привело к аварии.
  9. Прикрепляется схема.

Если случилось все на трассе, указывается её номер или название, километр, а также дата, время вплоть до минуты.

Все машины обозначаются буквами, к примеру, А, В, С. При этом в нижней части оставляется расшифровка. К примеру, А – авто марки BMW 520i. Здесь же проставляется государственный номер.

Обязательно надо обратиться внимание на пару пунктов из ПДД:

  1. Стоянка – это не остановка. Поэтому, если машина встала на красный свет светофора, она не помечается как «на стоянке». Указывается просто, что автомобиль стоял на красный свет.
  2. Во время обгона и пристраивания в разные полосы, делается пометка «Обгонял», «Менял полосу».

Вся процедура пройдёт проще, если использовать образцы схемы ДТП.

Полезные советы при составлении схемы ДТП

Памятку для водителей по составлению и заполнению схемы ДТП по новым порядкам от 2015 года можно скачать ниже бесплатно.

Памятку для водителей по составлению и заполнению схемы ДТП.
  • Не стоит заполнять схему карандашом – не оставляйте шансам мошенникам выставить вас виноватым впоследствии.
  • Если по ходу составления схемы у вас возникли разногласия или конфликта с другим водителем, настоятельно рекомендуем вам отказаться от дальнейшего заполнения документа, а вызвать сотрудников ГИБДД. Потраченное время на ожидание экипажа, возможно, убережет вас в дальнейшем от стрессовых ситуаций при доказательстве своей правоты.
  • Не пренебрегайте мелочами, любые детали важны для сотрудника, рассматривающего ваше ДТП.

Схема дорожно-транспортного происшествия.

  • Не допускайте ошибка в именах, названиях улиц, марок автомобилей и т.д.
  • Некоторые дополнительные инструкции и советы могут быть найдены в извещении о ДТП, зачастую прилагаемые к страховому полису автогражданской ответственности.
  • Не забывайте скрепить документ подписями.
  • Не чёркайте и не допускайте помарок. В противном случае у сотрудников ГАИ есть все основания не принять вашу схему.
  •  Важно! При наличие подозрений на нетрезвое состояние второго водителя, незамедлительно откажитесь от составления схемы. То же правило действует и при наличии пострадавших!

Правила составления

Не существует единственных, строгих правил для составления схемы ДТП.

Единственное условие состоит в том, что картинка должна быть:

  • чёткой,
  • понятной,
  • объективной,
  • актуальной,
  • достоверной.

Дорожная авария должны отображаться так, чтобы не появилось дополнительных вопросов у инспектора ГИБДД и страховой фирмы. Лучше всего использовать типовой образец для оформления, но об их видах речь будет позже.

Среди основных правил, применяемых для составления схематического изображения места столкновения, выделяются несколько:

  1. Нужно правильно отобразить положение машин и траектории их движения, чтобы сразу было понятно, чьи неправильные действия инициировали дорожную аварию.
  2. Обязательно указать разметку, знаки и светофоры, которые есть на участке столкновения.
  3. Схему после составления должны подписать все участники ДТП. Если кто-то имеет особое мнение, он вправе составить свою версию случившегося и дать объяснения.
  4. Если рисунок делал инспектор ГИБДД, то он также ставит свою подпись.
  5. Следует избегать неточностей и исправлений помарок. Они могут исказить объективность восприятия случившегося.
  6. Заполнение проводится обычной ручкой, разборчивым почерком.
  7. Все графы и строки документа должны быть заполнены до конца.

Если составленный рисунок сложен для понимания, то он не используется в ходе разбирательства аварии. Для таких случаев рекомендуется делать дополнительное фото с места происшествия, а при наличии видео с регистратора, приложить его ко всем документам.

Все объекты на участке дороги надо рисовать схематично. Не нужно стараться прорисовать каждую деталь и тратить на это время. К примеру, принято не указывать цвет машины, наличие у неё багажника и другие делали, поскольку они не относятся к делу. Однако, если в данном конкретном случае они важны, их обязательно надо отметить на схеме.

Предметы и объекты, которые стали причиной ДТП или помогут в разбирательстве, надо рисовать в горизонтальной проекции. Это правило касается случаев, когда машина переворачивается.

Чтобы не появлялись противоречия между водителями, рекомендуется:

  • нарисовать каждому водителю свою схему;
  • скорректировать расхождения;
  • сделать черновой вариант, после чего перенести его на чистовик.

Обязательно сделать фото аварии с разных сторон.

Фото 2

Типовые схемы

Для облегчения графического отображения ДТП при его оформлении без участия сотрудников полиции был разработан пакет типовых схем, отражающих наиболее часто встречающиеся варианты ДТП. О целесообразности применения типовых схем на практике имеются разные суждения. В нашем же случае консультативную помощь опять оказал Михаил Андреевич:

– Михаил Андреевич, скажите, в вашей практике типовые схемы применяются?

– Они существуют, обновляются, но действовать по-настоящему, оказывая реальную практическую помощь, эти шаблоны не могут, несмотря на то, что они являются серьезным и фундаментальным трудом. Обычно каждое происшествие имеет лишком много индивидуальных нюансов, сильно затрудняющих графическую стандартизацию. Другое дело, что типовые схемы имеют ценный обучающий потенциал – ознакомиться с ними заранее полезно каждому водителю.

От себя добавлю, что типовые схемы не применяются при:

  • Бесконтактных дорожно-транспортных происшествиях.
  • ДТП, оформленных с нарушением п. 2.6 и пп. ПДД РФ, а также и ст. 11.1 «Закона об ОСАГО».
  • Неправильно заполненных 16-м или 17-м пунктах извещения или отсутствии в нем подписей участников ДТП о согласии.
  • Нестандартных ситуациях.

Как устроены типовые схемы ДТП

Все типовые схемы ДТП поделены на категории по типу происшествия в зависимости от того, как автомобили передвигались перед аварией:

  1. В попутном направлении.
  2. Во встречном направлении.
  3. Под углом относительно друг друга.
  4. Задним ходом.
  5. Одно из ТС стояло.

Типовые схемы отражаются в таблицах:

  • В первой графе размещается картинка.
  • Во второй дается краткое описание происшествия.
  • В третьей цифрой обозначается степень вины первого автомобиля.
  • В четвертой – второго автомобиля.

Вот пример одной из типовых схем:

Хотя типовые схемы не нашли широкого применения при оформлении происшествий, их полезно возить с собой в бардачке, чтобы иметь характерный пример оформления ДТП. Скачать пакет таких схем можно на сайте РСА в разделе «В помощь страхователю».

А вот прямая ссылка на скачивание (PDF).

Как нарисовать схему ДТП для страховой компании

СДТП для страховой компании составляется лишь водителями, или же ими, но с участием аварийного комиссара, если он прибыл на место происшествия. Оформление аварии в рамках европротокола (согласно п. 284 Регламента) или при участии ДПС тут особой роли не играет – извещать своего страховщика о страховом случае прямая обязанность страхователей.

Схема для страховой на извещении мало чем отличается от той, которую водители рисуют для ГИБДД – принципы и набор условий те же. Но она выполняется не на отдельном листе, а в предназначенном для этого поле специального бланка – извещения о ДТП в страховую компанию. Несколько экземпляров таких бланков выдаются страхователю вместе с полисом ОСАГО, но их можно всегда скачать из сети самому, как это и делают все обладатели электронной автогражданки, к примеру.

Схема в извещении рисуется почти произвольно, но с соблюдением требований инструкции, которая имеется на сайте РСА (ее также выдают при заключении договора ОСАГО) и требования пункта 281 Регламента: «Схема выполняется с правильным начертанием соответствующих линий, нанесением аккуратных и разборчивых записей и обозначений»).

Пояснение от сотрудника ДПС

На вопрос по отличию заполнения СДТП для СК и ГИБДД дал ответ один наш постоянный читатель – Михаил Андреевич, работающий в составе экипажа ДПС и имеющий звание капитана:

– Михаил Андреевич, а схемы ДТП для страховой компании и для ГИБДД чем-нибудь отличаются?

– Принципиально нет – требования, примерно, одинаковые. Просто для извещения в СК можно обойтись меньшим объемом графических и пояснительных подробностей т. к. их часть указывается проставлением соответствующих галочек в форме извещения. Сама схема рисуется в произвольном, но аккуратном стиле – кто как сумеет. При этом исправлений и помарок нужно избегать. Водителей мы так и инструктируем: «Оформляйте схемы, пишите объяснения, как же, как и для ГИБДД». При этом в извещении важна не столько сама схема, сколько общая совокупность информации. К примеру, внимательно нужно отнестись к заполнению оборотной части, а особенно п. 2 («Обстоятельства»).

Дополнительные сведения

От себя добавлю: описание обстоятельств на обороте извещения должно соответствовать изображению, которое вам удалось нарисовать, и обстоятельствам, отмеченным галочками в п. 16.

А вот чего не нужно указывать в схеме для страховой компании:

  • Фразу о согласии, так как она внесена в бланк типографским способом.
  • Все места повреждений (в п. 13 извещения указывается только место первоначального удара, а перечень дефектов приводится ниже, в следующем пункте).

Под полем для СДТП расположен блок, в котором водители проставляют свои подписи под тем, что у них нет разногласий, а справа и слева – подписи за достоверность информации о полисах и транспортных средствах.

При этом:

  • Если оба участника ДТП согласны с нарисованной схемой, то лицевая сторона заполняется совместно, ставятся подписи, и после этого бланк разъединяется на две части. Оборотную сторону каждый участник заполняет и подписывает самостоятельно
  • Если участники ДТП к согласию не пришли, то каждый заполняет и подписывает свой бланк.

При наличии пострадавших людей на лицевой стороне указывается их количество, а на обороте, в п. 15 «Замечания» желательно занести данные о потерпевших. Это нужно для того, чтобы страховщик произвел выплаты по ОСАГО за вред здоровью.

Внимание! Если оба участника согласны со схемой ДТП, которую составил полицейский, они могут ее сфотографировать, чтобы в дальнейшем перенести рисунок на извещение для страховой компании.

Статья в тему:

Как правильно заполнить Извещение о ДТП: подробная инструкция + образец заполнения и схемы аварий

Если в ДТП больше двух участников

А что делать, если в ДТП участвовало более двух машин? В этом случае играет роль очередность столкновения ТС. Например, если имела место т. н. «колбаса», а чье-то авто оказалось в ее средине, то его водитель может быть виновником и потерпевшим одновременно.

Ему придется заполнять не один, а два бланка извещения со схемами, более подробно характеризующими свою область столкновения, но не упускающих общей картины. Первый экземпляр заполняется с водителем той машины, которая оказалась спереди, а второй с тем, машина которого была сзади.

Как скачать бланк извещения о ДТП

Бланк извещения о ДТП для СК предлагает скачать множество автосайтов. Но лучше всего это делать с официального портала РСА – ведь в форму бланка могут быть внесены изменения, а не все сайты, в отличие от РСА, обновляют свои ссылки вовремя.

Для скачивания бланка нужно:

  • Зайти на страницу ОСАГО портала РСА – в раздел «Бланки» по этому адресу.
  • Вам откроется небольшое меню, дающее возможность скачать не только бланк извещения, но и инструкцию по его заполнению.

Внимание! В машине желательно иметь несколько бланков извещений – на случай неправильного заполнения и если у другого участника ДТП своего экземпляра не окажется.

Пример схемы ДТП на заполненном извещении

На приведенной для примера картинке видно, как заполняется шапка извещения, как описываются оба транспортных средства. В центральной части для каждого из автомобилей галочками указываются типичные обстоятельства, которые подходят к вашему случаю.

Но обратите внимание, что приведенный образец извещения о ДТП по ОСАГО заполнен не совсем корректно. В извещении, по обеим сторонам от схемы, имеются поля для описания полученных повреждений. При этом, в образце имеется лишь перечисление пострадавших деталей. Правильнее же будет описать все повреждения (скол, вмятина, царапина и т. п.), а не только перечислить их.

Если СДТП выполняется для ГИБДД, то при возможности желательно провести основные замеры и отразить их на схеме или на отдельном листе.

Примеры схем ДТП

Все стандартные схемы ДТП представлены на сайте РСА — Российского союза автостраховщиков. Именно там водители могут ознакомиться с общими правилами по составлению этого документа. Типовые образцы имеют описание обстоятельств, часто встречающихся ДТП. В дополнение к ним показаны рисунки с места аварий. На сайте РСА представлено 31 изображение.

Такие типовые формы полезны в двух случаях:

  1. Участники столкновения оформляют Европротокол без участия работников полиции.
  2. В ДТП никто не пострадал, нет ни раненых, ни погибших, а участники происшествия одинаково понимают и оценивают его причины.

Есть ряд ситуаций, при которых типовые наработки оформления ДТП, помочь не могут:

  1. Изначально нарушен порядок оформления аварии, регламентированный законодательством об ОСАГО.
  2. Произошло бесконтактное ДТП.
  3. Авария случилась не во время движения транспорта.
  4. Участники имеют разное понимание причин аварии и порядка действий друг друга в ней, а строки 16 и 1 ими заполнены с нарушениями.

Оформленные документы должны быть направлены в страховую фирму владельцами машин в течение 5 суток. После этого участвовавшие в столкновении авто предоставляются для оценки экспертам.

Извещение – это не акт экспертизы, но если оно оформлено правильно, то позволяет существенно ускорить работу страхового агента, за счёт чего происходит и быстрая выплата.

Во время заполнения документов, обязательно нужно следить, как описывает случавшееся другая сторона конфликта, поскольку для получения страховки не должно быть никаких разночтений. При некорректном или неразборчивом внесении данных, страховая фирма должна сама провести сбор информации, которая ей требуется. А это может увеличить как время обработки запроса, так и дату выплаты страховки. Может оказаться и так, что в её производстве будет отказано.

Извещение об аварии необходимо заполнять исключительно печатными буквами. В строках с вариантами ответа ставится галочка. Все пустые строки прочёркиваются, чтобы исключить возможность внесения данных мошенниками.

При порче бланка или большом количестве ошибок и исправлений, его нужно переписать, но после подписания вносить коррективы уже запрещено.

Если гражданин не хочет ставить свою подпись или совместно с противной стороной заполнять бланк, то придётся вызывать инспектора полиции.

Чтобы все прошло быстро и в упрощённой форме, можно прислушаться к некоторым советам бывалых автолюбителей:

  1. Все исправления и внесения корректировок возможны только при подкреплении их подписями обеих сторон.
  2. Пустые строки оставлять нельзя, нужно ставить символ в виде зигзага.
  3. При свидетелях, и их согласии участвовать в этом деле, нужно внести в извещение все данные с их уст.
  4. В схеме детально все расписывается и рисуется — с названиями улиц, нумерацией домов, и другими ориентирами.
  5. Для успешного завершения вопроса с получением страховки, нужно постараться найти общий язык с другим участником ДТП, чтобы избежать противоречий в показаниях.

Подписывать извещение нужно с обеих сторон исписанного листа, что указывает о согласии участников с причинами и обстоятельствами аварии, изложенными друг другом.

Нужны ли понятые

Фото 4

Понятые требуются не всегда.

Согласно действующему законодательству, привлечение таких людей потребуется только в нескольких случаях:

  1. Если оба водителя не соглашаются с составленной схемой.
  2. Участник аварии не хочет ставить свою подпись.
  3. Во время оформления документов нет одного из водителей.

В остальных ситуациях понятых можно не привлекать.

Требования по составлению

При составлении схемы ДТП в 2019 году необходимо придерживаться установленных требований:

  • Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
  • Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
  • Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
  • Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
  • Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.

Подводим итоги

При составлении схемы ДТП нужно помнить, что чем больше информации она будет содержать, тем ясней можно проанализировать момент ДТП. Указанные данные можно будет использовать в качестве доказательной базы.

Стоит также заметить, что если возникают спорные моменты и сложности в определиении виновника ДТП, то лучшим решением будет вызвать и дождаться приезда сотрудников ГИБДД.

Схема дорожно-транспортного происшествия – что это такое?

Схема ДТП (далее СДТП) – это один из основных документов, который составляется при аварии. Он представляет собой графический план всего того, что имеет отношение к происшествию: отображение местности с ее инфраструктурой, транспортных средств (далее ТС), различных объектов, следов ДТП. В этот план также вносится дополнительные сведения: дорожная обстановка, связанные с ней условия, данные по участникам, свидетелям и т. п.

Информация, изложенная в СДТП обязана быть как можно более полна и достоверна – от этого во многих случаях прямо зависит юридическая ценность подобного документа.

Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП

Если у участников аварии нет разногласий, то схема ДТП в 2019 году составляется самостоятельно. Последовательность действий выглядит следующим образом:


  1. Определяется масштаб чертежа.
  2. Первым делом изображается участок дороги (на котором произошло ДТП) с детальным обозначением ландшафта, светофоров и дорожных знаков. Не нужно углубляться и наносить все мельчайшие детали.
  3. Далее на бумагу наносят транспортные средства. Их принято изображать в виде прямоугольника (фары — треугольником).
  4. После этого на схему ДТП необходимо нанести точные координаты транспортных средств как до аварии, так и после. Для этого производятся замеры (расстояние между ТС, от колес до обочины и т.д.). Для таких целей желательно иметь рулетку.

Помарок в чертеже быть не должно, поэтому оптимальный вариант – составить сначала «черновик», согласовать его и после того как оба водителя пришли к общему мнению составлять полноценную схему с уточнением всех деталей. Когда водители совместно составили схему ДТП, можно переходить к заполнению бланка извещения (выдается вместе со страховым полисом).

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://prav-voditel.ru/oformlenie-dtp/shema-dtp
  • http://avtopravilo.ru/pravila-sostavleniya-sxemy-dtp-primery/
  • http://kulikavto.ru/dtp/kak-risovat-skhemu-dtp-pravilno-i-ne-poluchit-otkaz-v-vyplate-ot-strahovoj-kompanii.html
  • https://1avtoyurist.ru/dtp/obshhaya-informaciya/sxema-dtp.html
  • https://avtoved.com/dtp/info/shema
  • https://autourist1.ru/sporny-e-situatsii-na-doroge/dtp/shema-dtp.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий