Как оформить придомовую территорию многоквартирного дома

 

Как приватизировать придомовую территорию в собственность жителям многоквартирного дома? Какие права и обязанности при этом они получают? Кто обязан содержать территорию в порядке?. По правилам действующего законодательства придомовая территория может быть оформлена как частная собственность. Это вполне оправданная мера, поскольку так проще контролировать эксплуатация находящихся на участке объектов. Но есть и минусы.

Содержание

Об эксплуатации

Согласно 36 статье ЖК, каждый собственник помещения в многоэтажных домах обладает правом пользования прилегающим к дому земельным участком и находящимися на нем строениями и прочими конструкциями на долевой основе, то есть являются его совладельцами. Площадь, прилегающая к дому или нескольким МКД, не может быть разделена на части, которыми будут обладать жители только одного подъезда, этажа и так далее. Это правило касается зданий любого масштаба.

Даже будучи приватизированной, земля не может быть полностью ограждена забором таким образом, чтобы не жители близлежащих дворов не имели возможности через нее передвигаться. Планируя обустройство придомовой территории, необходимо учитывать соблюдение всех норм:

  • социальных;
  • технических;
  • санитарных;
  • противопожарных;
  • эстетических.

Межевание придомовой территории многоквартирных домов – обязательная процедура перед приватизацией, она определяет границы участка, который примыкает к одному или нескольким МКД. Согласно ЗК РФ, величина придомовых площадок может отличаться и зависит от нескольких факторов: соотношение жилой площади дома и земельного участка, количества этажей и квартир, соседство с другими строениями, решения администрации города.

Процедура межевания территории многоквартирного дома– обязательное условие для всех. Следует иметь в виду, что в придомовую земельную площадь и приватизированную собственность согласно 85 статье ЗК РФ не могут входить участки общего пользования, например, скверы, парки, дорожные проезды и прочие.

По одному лишь факту пользования придомовая земля не принадлежит собственникам квартир, потому необходимо официальное оформление придомовой территории в собственность, то есть приватизация.

Преимущества и недостатки приватизации придомовой территории

У многих собственников квартир возникает закономерный вопрос: стоит ли оформлять придомовые территории в собственность. Плюсы того, что земельный участок, что прилегает к многоквартирному дому, становится частной собственностью:

  • бесплатная процедура приватизации придомовой территории в многоквартирном доме;
  • возможность получения дополнительной прибыли от сдачи в аренду части земли под коммерческие нужды третьих лиц, которой можно погасить задолженность по коммунальным платежам или оплатить работы по благоустройству;
  • защита территории от несанкционированной застройки, установки стоянки авто;
  • получение законного права распоряжаться земельным придомовым участком по усмотрению жильцов.

Перед тем, как приватизировать участок, обратите внимание на отрицательные стороны:

  • заботы по ремонту и обслуживанию территории полностью становятся ответственностью самих жильцов, ТСЖ или УК;
  • ограничение по возведению строений;
  • необходимость уплачивать налог на землю.

Несмотря на некоторые негативные моменты, большинство собственников жилья выступают за то, чтобы придомовой участок был приватизирован.

Как используется земля при доме

Владельцы квартир в данном строении могут пользоваться землей по-разному, но с учетом некоторых правил:

  • нельзя ограничивать доступ к ней каким-либо образом для других лиц;
  • не допускается создавать препятствия для работников УК или иных служб, занимающихся обслуживанием или монтажом инженерных коммуникаций или обустройством территории;

Как правильно организовать ограждение придомовой территории? Читайте по ссылке.

  • часть земли может предоставляться в аренду;
  • разрешается располагать на ней рекламные щиты или делать платную автостоянку;
  • получаемые от разных действий средства используются исключительно для общедомовых нужд;
  • все вопросы относительно использования земли должны решаться совместно собственниками, для чего проводится собрание жильцов;
  • полученная прибыль тратится после принятия коллективного решения, а для этого в голосовании обязана участвовать как минимум половина собственников.

Таким образом, владельцы квартир в доме имеют возможность самостоятельно распоряжаться данным имуществом.

Как определяются права на территорию

Данная земля изначально принадлежит всем жильцам в равной мере, но допускается оформить небольшой участок в собственность.

Для этого создается ОСМД, представленное юрлицом, сформированным собственниками квартир для эффективного управления имуществом.

Как создать ТСЖ? Пошаговая инструкция тут.

Перевести территорию в ОСМД допускается последовательными действиями:

  • на общем собрании принимается соответствующее решение, для чего составляется акт;
  • формируется и передается заявление в администрацию;
  • получаются документы на землю в Росреестре и БТИ, причем к ним относится выписка из ЕГРН, технический паспорт и план;
  • определяется размер территории работниками землеустроительной организации;
  • принимается решение городским советом, на основании которого земля передается владельцам квартир;
  • формируется акт и регистрируется право собственности на территорию.
Важно! Если жильцы дома станут собственниками земли, то они самостоятельно решают, что на ней будет установлено и какие работы будут проводиться, поэтому без их ведома никакие действия не могут быть совершены.

Суть оформления земли под домом в собственность

До проведения данной процедуры земля под домом и вокруг него является муниципальной, то есть ей распоряжаются местные власти. После этого она переходит в общую собственность жильцов.

Пользоваться и распоряжаться ей они могут только вместе, решения принимаются на общем собрании большинством голосов. При подсчёте голосов учитывается метраж квартиры. Землю нельзя поделить на отдельные участки, принадлежащие конкретным людям.

Но содержать, ремонтировать и благоустраивать территорию должны её собственники. На проживающих даже может быть наложен штраф за свалку мусора в неположенном месте.

Поэтому перед тем, как принимать решение, надо продумать последствия. И взвесить возможные положительные и отрицательные его стороны.

Процедура оформления

Обращение придомового надела в частное владение осуществляется на основе правил, установленных Земельным, Жилищным и Градостроительным кодексами. Для этого нужно собрать определенный пакет документации и обратиться с заявлением в соответствующие органы.

Какие документы необходимо предоставить?

Для подачи заявления в орган местного самоуправления потребуется собрать:

  • письменное согласие от всех проживающих в многоквартирном доме (в случае частного домовладения это – согласие от владельцев смежных наделов)
  • протокол общего собрания, проведенного по вопросу приватизации;
  • техпаспорт на дом (хоть многоквартирный, хоть частный);
  • документальное подтверждение собственнических прав проживающих на занимаемые ими помещения;
  • удостоверение личности гражданина, выбранного доверенным лицом для данной процедуры.

Вместе с перечисленными документами подается и заявление об оформлении территории.

Если формирование участка произошло до введения в действие Жилищного кодекса (а именно – до ), то земельный надел переходит в собственность жильцов совершенно бесплатно и безо всякого согласия со стороны органов местного самоуправления.

В какие службы обращаться?

Соответственно статье 69 Земельного кодекса землеустройством занимаются исполнительные органы госвласти и органы местного самоуправления (муниципалитет). Именно туда нужно обратиться для решения вопроса о формировании земельного участка.

После того, как решение принято, по закону требуется регистрирование права на недвижимость, которой является и земельный надел, в Росреестре. Таким образом, данные заносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Нужно ли общее собрание жильцов?

Общее собрание проживающих в здании, территория которого оформляется в общедолевую собственность, необходимо. Этот порядок установлен Правилами содержания общедомового имущества (Постановление Правительства № 491 от ) и ст. 36 Жилищного кодекса.

Протокол, оформленный в результате такого собрания, передается вместе с остальной документацией в муниципальные или госорганы для разрешения вопроса приватизирования в качестве общедолевой собственности жильцов.

Что входит в придомовую территорию

Данная территория представляет собой землю, которая находится в непосредственной близости к многоквартирному дому.

Она непременно определяется и закрепляется за строением, для чего должна содержаться в различной документации на участок.

Важно! На этой земле могут располагаться разные строения, которые относятся к дому, а также иные элементы, позволяющие удовлетворять потребности владельцев квартир и арендаторов.

Что значит получить придомовую территорию в собственность жителей многоэтажки? Ответы в этом видео:

Содержать данную территорию в оптимальном состоянии обязаны непосредственные жильцы дома, так как она принадлежит всем им на праве совместной собственности.

Хотя она выступает в качестве объекта налогообложения, передается она владельцам квартир в доме абсолютно бесплатно. Размер платежа определяется при учете количества жильцов в строении.

Выписка из ЕГРН содержит информацию о площади данной территории, о ее границах и иных характеристиках. Именно при использовании этих данных УК рассчитывают, какое количество средств надо взимать с жильцов, чтобы покрывать расходы, связанные с уборкой участка, с его благоустройством и иными действиями в отношении него.

Важно! Если участок рядом с домом не оформлен официально и грамотно, то обеспечением и содержанием земли занимается муниципалитет.

Правила №491, относящиеся к особенностям содержания имущества, принадлежащего многоквартирному дому, указывают на то, что непременно к этой территории относятся элементы:

  • непосредственный участок, на котором осуществлялось строительство здания;
  • площадки, которые могут быть детскими или спортивными;
  • специальные многофункциональные сушилки, предназначенные для развешивания одежды и белья;
  • места для машин;
  • растения и иные части озеленения и благоустройства;
  • проезды для пожарных и скорой помощи;
  • тепловые пункты и иные объекты, которые являются обязательными для оптимальной эксплуатации строения.

Все элементы непременно находятся на той территории, которая указывается в техническом плане дома, поэтому не должны выходить за ее границы.

Права и обязанности собственников придомовой территории. Фото:

Преимущества и недостатки придомовой территории в собственности

Фото 2

Положительные моменты могут быть следующими:

  • Бесплатное осуществление приватизации;
  • Дополнительная прибыль, которую можно потратить на благоустройство территории, решение других вопросов;
  • Отличная возможность защитить двор от строительства, которое нарушает закон.

Выделить придомовую территорию в общую собственность для жильцов означает получение права распоряжаться этим объектом по своему усмотрению.

Но есть и некоторые негативные стороны процесса:

  • На плечи собственников дома ложится всё, что связано с обслуживанием и ремонтом;
  • Возможно только размещение гаражей для участников и ветеранов ВОВ, спортивных и детских площадок;
  • Не обойтись без уплаты налогов за землю.

Разница в правах и обязанностях до и после приватизации

Права и обязанности зависят от права собственности. Пока земля находится в муниципальной собственности, у жильцов ограничены возможности ей распоряжаться. В частности:

  1. Они не могут повлиять, то есть запретить, строительство рядом новых домов, магазинов или других зданий. Соответственно, уменьшается площадь, которую можно использовать для отдыха и других полезных целей. Возможен шум, скопления посторонних людей и т. д.
  2. Нет возможности запрета и прокладки инженерных коммуникаций, строительства дорог.
  3. Ремонт и благоустройство проводятся не так, как хотелось бы проживающим рядом, а в соответствии с планами местных властей.
  4. Сложнее контролировать качество уборки и затрат на неё.

С другой стороны, жильцы в таком случае несут меньше ответственности.

За реконструкцию, своевременную уборку, состояние земли, построек и зелёных насаждений отвечает муниципалитет. Он должен продумывать, выделять средства, контролировать качество исполнения и т. п.

Как оформить придомовую территорию в собственность жильцов?

Переход земли жильцам строения, находящегося на ней, осуществляется в порядке приватизации. Проведение этой процедуры позволяет гражданам, ставшим в результате нее землевладельцами, самостоятельно решать вопросы обустройства, содержания и распоряжения. Перед принятием земли следует тщательно изучить нормативные акты, регламентирующие этот процесс. Так, руководствоваться нужно следующими документами:

  • Земельным;
  • Гражданским;
  • Градостроительным;
  • Жилищным кодексами РФ.

Перечисленными актами утверждается порядок оформления земли, а также последующее распоряжение ею.

Есть некоторые особенности в процессе приватизации участка частной постройки и многоквартирного здания.

Многоквартирный дом

Вначале следует уяснить, что входит в эту категорию. Этот момент разъясняется Жилищным кодексом в статье 36. По правилам указанной нормы это:

  • собственно земля под многоэтажкой;
  • участки, необходимые для доступа и подъезда к строению;
  • места расположения нужных для обслуживания здания объектов.

Если этот участок будет приватизирован, он станет общей собственностью проживающих в многоэтажке сообразно имеющимся у них долям жилья. Его границы и величина будут прописаны в кадастровом паспорте на многоквартирный дом, а определены они градостроительными и земельными нормами (пп. 4 п. 1 ст. 36 ЖК РФ).

В отдельных ситуациях таких сведений в кадастровом паспорте не находится, тогда следует посмотреть паспорт технический. Если же и там соответствующих данных нет, то участок финансируется муниципалитетом.
Есть вопрос или нужна помощь юриста? Воспользуйтесь бесплатной консультацией: Бесплатная юридическая консультация по телефонам:8 (499) 938-58-61 (Москва и МО)
8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

Порядок действий должен быть таким:

  • чтобы сделать землю, на которой выстроен дом, своей, первоначально жильцы должны провести общее собрание (ст. 45 ЖК РФ). В ходе собрания решится вопрос приватизации;
  • после принятия решения о приватизации нужно обратиться в землеустроительный комитет с заявлением об оформлении;
  • получив согласие от комитета (он имеется в каждом субъекте), следует направиться в Росреестр и зарегистрировать право жильцов.

Поскольку земля считается объектом недвижимого имущества, по закону право собственности на нее нуждается в обязательной госрегистрации соответственно Федеральному закону № 218 от .

Частный дом

Обычно владельцы частных строений имеют в собственности только тот участок земли, что находится внутри огороженного забором пространства. Однако границы несколько шире, просто ею владеет муниципалитет. Если же собственник желает произвести оформление в свое единоличное владение (это делается, если участок нужен, например, для провоза или хранения каких-либо грузов), то домовладельцу нужно сделать следующее:

  • убедиться в том, что территория, которой заинтересовался гражданин, не занята никем другим (то есть, что участок бесхозен);
  • обратиться в муниципалитет, который считается собственником, пока не произведена приватизация, и доказать бесхозность;
  • по получении согласия от муниципального органа нужно зарегистрировать свое право в Росреестре.

Для решения вопроса приватизирования земли частного дома должно быть проведено межевание. Оно осуществляется после общего собрания владельцев смежных наделов. Если все они соглашаются не предъявлять претензий на землю, определяются границы и оформляется собственность.

КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.

Фото 2

Процесс оформления участка в собственность

  1. Перед началом процедуры рекомендуется подробно изучить существующие нормативные акты.Основываться можно на законах Федерального Закона от 29 декабря 2004 года, его 6 статье; на статьях 36-44 того же закона. И ещё брать за основу допускается 36 статью, входящую в текст ЖК РФ;
  2. Очень важный второй этап – сбор жильцов на общем собрании. На нём и проводится голосование по данному вопросу.Голосование состоится, если удастся набрать больше половины положительных голосов, включая управляющих. На этом собрании нужно выбрать лицо, на которого оформляется собственность, разобраться со всеми нюансами по оформлению документов;
  3. В землеустроительную организацию обращаются все в качестве собственников квартирных помещений.У каждого субъекта РФ есть отделение данной государственной службы.В заявлении должна быть указана просьба, касающаяся формирования соответствующего участка;
  4. Один из самых важных вопросов, связанных с оформлением – принятие решения. При этом каждый субъект нашей страны отличается своими особенностями процедуры.Лучше всего прибегнуть к помощи профессиональных юристов.Статья 16 в ФЗ от 2004 года, 29 декабря, станет основной опорой;
  5. Регистрация права собственности проходит в порядке, строго установленном законом.Сведения о правах на недвижимое имущество обязательно должны присутствовать в едином реестре;
  6. К заявлению прикладываются документы в полном пакете.

Как обозначить границы

За определение точных границ придомовой территории отвечают специалисты, кадастровые инженеры. Минимальная его величина равняется площади, которую занимает сам дом. Как правило, после сдачи дома в эксплуатацию в технических документах прописываются ее размеры. Но если таковых не установлено, тогда следует обратиться в муниципалитет, в орган управления городским имуществом для определения границ.

Все необходимые данные находятся в документации по кадастровому учету. Если же их нет, тогда используется технический паспорт. При межевании земли под многоквартирным домом учитывается фундамент и общая площадь подвалов, так как она является неотделимой частью самого здания и также входит в общедолевую собственность владельцев квартир. Шаблоны границ участка формируются на основании утвержденного собранием жильцов проекта межевания.

До тех пор, пока территория не стоит на кадастровом учете, она остается во владении государства. А значит прежде, чем приступать непосредственно к приватизации, необходимо совершить два действия:

  • провести межевание многоквартирного дома;
  • встать на учет.

После этого можно приватизировать придомовую территорию, после чего владельцы жилья получат право распоряжаться ей по собственному усмотрению.

ВАЖНО! Несмотря на то, что придомовая территория имеет меньшую площадь, чем определяют нормативные акты, но увеличить ее не представляется возможным, ее границы устанавливаются по факту.

Как приватизировать придомовую территорию?

Процесс оформления зависит от некоторых нюансов. Может быть три типа ситуаций относительно этой территории:

  1. дом введён в эксплуатацию до принятия Жилищного Кодекса, и при этом участок вокруг него сформирован.
  2. Дом принят до этого времени, но участок не сформирован.
  3. Здание построено после 2005 года.

Жилищный Кодекс вступил в силу с 1 марта 2005 года.

В первом случае процедура достаточно простая. Нужно провести собрание собственников, посвящённое этому вопросу.

Созвать его имеет право любой владелец квартиры в этом доме.

Чтобы решение имело законную силу, надо, чтобы участвовало такое количество собственников, у которого более половины голосов.

Голоса считаются пропорционально доле в общей собственности, т. е. площади квартир.

Собрание проводит председатель. Решение принимается большинством голосов.

В процессе оформляются такие документы, как:

  • лист регистрации собственников (или их представителей);
  • протокол общего собрания;
  • и т. п.
Если большинство согласно, выбирается представитель. Им в органы местного самоуправления или исполнительной власти направляется заявление с просьбой о приватизации.

В нём необходимо указать:

  1. куда оно подаётся (название органа).
  2. От кого (ФИО, адрес проживания, можно указать и контактный телефон).
  3. Адрес и кадастровый номер квартиры.
  4. Просьбу предоставить в собственность участок, на котором располагается здание.
  5. Список приложений.
  6. Дату.

Заявления составляется в двух экземплярах. Один из них остаётся у собственников (их представителе), на нём нужно поставить отметку о приёме. При отказе в приватизации с ним можно будет обращаться в суд.

Потребуется приложить такие документы:

  • паспорт;
  • технический план участка (можно получить в БТИ);
  • кадастровый план участка;
  • решение общего собрания;
  • план многоквартирного дома.

В течение двух недель после этого должно быть принято решение. О нём письменно извещается заявитель.

  • Скачать образец заявления с просьбой о приватизации земельного участка под МКД
  • Скачать образец протокола собрания собственников МКД о приватизации земельного участка под зданием

Во второй ситуации предварительно придётся определить границы территории. Для этого проводится процедура межевания. Для её проведение придётся пригласить кадастрового инженера.

Эта услуга платная, обойдётся примерно в 15 – 35 тысяч рублей (стоимость зависит от размера и «изломанности» территории, а также от региона и расценок конкретной компании). Затем участок ставится на кадастровый учёт в «Росреестре». И только после этого можно заниматься оформлением в собственность.

Внимание! Во всех случаях приватизация территории бесплатна.

При строительстве новостроек оформлением придомового участка занимается компания-застройщик. Покупающие квартиры приобретают и долю собственности в нём. Это удобнее, но увеличивает стоимость недвижимости.

Фото 3

Плюсы и минусы сделки

У этого решения существуют как преимущества, так и недостатки. К плюсам можно отнести следующее:

  • возможность защититься от нежелательной застройки – возведения новых домов, магазинов и другой коммерческой недвижимости.
  • Возможность получения прибыли за счёт арендной платы.
  • Уточнение территории и корректировка затрат на её содержание.
  • Повышение стоимости квартир.
  • Можно благоустраивать участок по собственному желанию (по общему согласию жильцов).
Важно! Полученную таким образом прибыль можно тратить только не ремонт и благоустройство дома или участка перед ним.

Но есть и минусы:

  1. Содержание и ремонт территории (в том числе дорог) придётся оплачивать жильцам.
  2. Также придётся платить налог на землю.

Размер налога рассчитывается пропорционально доле в общей собственности, то есть размеру квартиры.

В соответствии с п. 3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с п. 3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту - ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от № 12-п "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.

«…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».

В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://zen.yandex.ru/media/id/59dce336a815f198eb6a6e3f/5a7abc59ad0f22113d3f84e1
  • http://pronovostroyku.ru/yuridicheskie-voprosy/pridomovaya-territoriya/sobstvennost-pridomovoj-territorii.html
  • http://svoe.guru/mnogokvartirnye-doma/pridomovaya-territoriya/ispolzovanie/privatizatsiya-v-mnogokvartirnom-dome.html
  • https://urmetr.com/kvartira/pridomovaya-territoriya/zakonodatelnye-aspekty-oformleniya-pridomovoj-territorii
  • http://prokvartiru.com/privatizatsiya/oformlenie-pridomovoj-territorii-v-sobstvennostj
  • https://www.burmistr.ru/blog/obshchee-imushchestvo-mkd/zemelnyy-uchastok-pod-mkd-i-pridomovaya-territoriya-slozhnosti-pravovogo-regulirovaniya/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий