История, последствия и особенности Закона РФ «Об образовании». Новый закон об образовании 273-ФЗ: последняя редакция федерального закона РФ об образовании 2019 с изменениями, основные положения, все статьи закона.
Содержание
История принятия закона «Об образовании» в РФ
Последний закон «Об образовании» №273-ФЗ был принят 2012 года в декабре. Новый закон «Об образовании» был принят тогда, когда старый закон стал неподходящим под потребности современного общества и систему образования. Был виден большой разрыв между законодательным обеспечением образовательной практики и ее возможностями.
Законодательная база имела недочеты и не охватывала разные новые направления и явления в обучении. Выделяют такие направления, которые не охватывались:
- Ресурсы в электронном виде.
- Платные услуги в образовании.
- Взаимодействие образовательных и других организаций.
- Работа негосударственных образовательных учреждений.
- Административные запреты по старому закону.
- Статус образовательных программ.
Введение закона «Об образовании» в РФ – это сложный процесс. Обсуждение концепции, предложения и замечания начали обговариваться с декабря 2010 года. В августе 2011 года на специальном собрании работниками сферы образования был согласован новый закон. Затем был передан в Государственную Думу, где продолжились обсуждения. Коммунистами был предложен законопроект «О народном образовании», который стал неудачным. Он был отклонен по причине недостачи региональных бюджетов. Также он не учитывал новое образование в стране. Закон «Об образовании» был принят на третьем чтении в декабре 2012 года Государственной Думой.
История принятия закона «Об образовании в Российской Федерации»
Последний закон «Об образовании» №273-ФЗ был принят в декабре 2012 года. Его принятие было обусловлено необходимостью. Старый закон не удовлетворял кардинально изменившимся потребностям общества и образования в частности. Наблюдался очевидный разрыв между законодательным обеспечением образовательной практики и ее потребностями.
В законодательной базе были пробелы, она не охватывала многих новых направлений и явлений образования. К таким белым пятнам относились:
- электронные образовательные ресурсы;
- оказание коммерческих (платных) образовательных услуг;
- процесс взаимодействия образовательных и прочих организаций;
- деятельность негосударственных образовательных учреждений;
- административные ограничения, налагаемые старым законом;
- статус образовательных программ.
Путь нового закона «Об образовании в РФ» был сложным и тернистым. Почти год, начиная с декабря 2010 года, обсуждалась концепция закона, вносились предложения, замечания. В августе 2011 года новый закон был согласован работниками образования на специальном совещании. После этого закон был передан в Государственную Думу и обсуждения продолжились уже там. Параллельно рассматривался законопроект «О народном образовании», предложенный коммунистами. Но уже в первом чтении он был отклонен. Данный законопроект не учитывал возможности региональных бюджетов и новый путь, на который уже ступило образование в нашей стране. Закон об образовании был принят Государственной Думой только в третьем чтении в декабре 2012 года.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Решение задач Контрольные работы ЭссеКлючевые функции 273-ФЗ об образовании
- определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
- законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
- гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
- формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
- определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
- дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
- описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
- определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
- полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
- правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
- регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания
Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.
Нормативные последствия принятия закона
Принятие закона прекратило функционирование более ста нормативных актов РСФСР и РФ. Основным стал Федеральный закон «Об образовании» №273, который регламентировал правовую сторону системы образования. Чтобы привести к соответствию уже существующие нормативные акты, был принят закон №185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (определенных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «Об образовании» в РФ» Государственной Думой в 2013 году.
Основные принципы Закона об образовании РФ
- равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
- безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
- акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
- перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
- автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
- возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
- Статья 1 Предмет регулирования настоящего Федерального закона
- Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- Статья 3 Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
- Статья 4 Правовое регулирование отношений в сфере образования
- Статья 5 Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
- Статья 6 Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
- Статья 7 Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
- Статья 8 Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
- Статья 9 Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
- Статья 10 Структура системы образования
- Статья 11 Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
- Статья 12 Образовательные программы
- Статья 13 Общие требования к реализации образовательных программ
- Статья 14 Язык образования
- Статья 15 Сетевая форма реализации образовательных программ
- Статья 16 Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Статья 17 Формы получения образования и формы обучения
- Статья 18 Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
- Статья 19 Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
- Статья 20 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
- Статья 21 Образовательная деятельность
- Статья 22 Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
- Статья 23 Типы образовательных организаций
- Статья 24 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования
- Статья 25 Устав образовательной организации
- Статья 26 Управление образовательной организацией
- Статья 27 Структура образовательной организации
- Статья 28 Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
- Статья 29 Информационная открытость образовательной организации
- Статья 30 Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
- Статья 31 Организации, осуществляющие обучение
- Статья 32 Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
- Статья 33 Обучающиеся
- Статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- Статья 35 Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
- Статья 36 Стипендии и другие денежные выплаты
- Статья 37 Организация питания обучающихся
- Статья 38 Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся
- Статья 39 Предоставление жилых помещений в общежитиях
- Статья 40 Транспортное обеспечение
- Статья 41 Охрана здоровья обучающихся
- Статья 42 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
- Статья 43 Обязанности и ответственность обучающихся
- Статья 44 Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
- Статья 45 Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
- Статья 46 Право на занятие педагогической деятельностью
- Статья 47 Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
- Статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников
- Статья 49 Аттестация педагогических работников
- Статья 50 Научно-педагогические работники
- Статья 51 Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования
- Статья 52 Иные работники образовательных организаций
- Статья 53 Возникновение образовательных отношений
- Статья 54 Договор об образовании
- Статья 55 Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
- Статья 56 Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении
- Статья 57 Изменение образовательных отношений
- Статья 58 Промежуточная аттестация обучающихся
- Статья 59 Итоговая аттестация
- Статья 60 Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении
- Статья 61 Прекращение образовательных отношений
- Статья 62 Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность
- Статья 63 Общее образование
- Статья 64 Дошкольное образование
- Статья 65 Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
- Статья 66 Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
- Статья 67 Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
- Статья 68 Среднее профессиональное образование
- Статья 69 Высшее образование
- Статья 70 Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
- Статья 71 Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
- Статья 72 Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании
- Статья 73 Организация профессионального обучения
- Статья 74 Квалификационный экзамен
- Статья 75 Дополнительное образование детей и взрослых
- Статья 76 Дополнительное профессиональное образование
- Статья 77 Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
- Статья 78 Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
- Статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
- Статья 80 Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
- Статья 81 Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
- Статья 82 Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
- Статья 83 Особенности реализации образовательных программ в области искусств
- Статья 84 Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
- Статья 85 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
- Статья 85.1 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
- Статья 86 Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
- Статья 87 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
- Статья 88 Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации
- Статья 98.1 Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций
- Статья 89 Управление системой образования
- Статья 90 Государственная регламентация образовательной деятельности
- Статья 91 Лицензирование образовательной деятельности
- Статья 92 Государственная аккредитация образовательной деятельности
- Статья 93 Государственный контроль (надзор) в сфере образования
- Статья 94 Педагогическая экспертиза
- Статья 95 Независимая оценка качества образования
- Статья 95.1 Независимая оценка качества подготовки обучающихся
- Статья 95.2 Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность
- Статья 96 Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
- Статья 97 Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования
- Статья 98 Информационные системы в системе образования
- Статья 99 Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
- Статья 100 Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
- Статья 101 Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц
- Статья 102 Имущество образовательных организаций
- Статья 103 Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности
- Статья 104 Образовательное кредитование
- Статья 105 Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
- Статья 106 Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации
- Статья 107 Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве
- Статья 108 Заключительные положения
- Статья 109 Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР
- Статья 110 Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации
- Статья 111 Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obrazovatelnaja-sistema-rossii/prinjatie-zakona-rf-ob-obrazovanii/
- https://spravochnick.ru/pedagogika/obrazovatelnaya_cistema_rossii/zakon_rf_ob_obrazovanii_/
- http://zakon-ob-obrazovanii.ru/