Учет пдн что это

 

Причины постановки на учет несовершеннолетних детей. Порядок постановки на учет Комиссией по делам несовершеннолетних. Чем грозит для подростка стояние на профилактическом учете в инспекции делам несовершеннолетних, как можно этого избежать. Что означает постановка на учет совершеннолетнего, и какие последствия имеет? Каких детей и за что могут поставить на учет в КДН – все причины. Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних, меры воздействия на родителей и детей - смотрите на pravo812.ru

Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних

Одним из центральных направлений деятельности системы подразделений по делам несовершеннолетних (далее также – ПДН) является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, которая характеризуется программно-целевой направленностью, постоянством, непрерывностью и последовательностью профилактического воздействия.

Сложившаяся к началу XXI в. система профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечиваемая сотрудниками органов внутренних дел, включает в себя: специализированные подразделения по делам несовершеннолетних; службу участковых уполномоченных полиции; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП); патрульно-постовую службу полиции.

Субъекты профилактики:

  1. специальные профилактические службы (подразделения органов внутренних дел, созданные непосредственно для профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних (ПДН, ЦВСНП);
  2. подразделения, для которых профилактическая работа с подростками и взрослыми по вопросам содержания и воспитания детей входит в более широкий круг их обязанностей (участковые уполномоченные полиции, патрульно-постовая служба, уголовный розыск и т.д.) и потому является не основной их функцией.

Значительный объем функций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних среди специализированных служб органов внутренних дел возложен на подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Правовое положение указанных подразделений, их права и обязанности, основные направления деятельности отражены в широком перечне нормативных правовых актов. Деятельность ПДН прежде всего регулируется Федеральным законом «О полиции».

В соответствии с гл. 3 этого Закона на полицию, наряду с другими обязанностями, возлагаются обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению обстоятельств, способствующих их совершению, а также принятию мер по устранению данных обстоятельств.

Непосредственно деятельность подразделений внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних регулируется Федеральным законом от № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Приказом МВД России от № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» и некоторыми другими ведомственными нормативными актами МВД России.

Подразделения по делам несовершеннолетних помимо осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обязаны выполнять и другие функции, закрепленные за ними Федеральным законом от № 120-ФЗ. В частности, ПДН:

  • проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
  • выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
  • осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;
  • рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
  • участвуют в подготовке материалов в отношении подростков для рассмотрения возможности их помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
  • участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ;
  • вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ;
  • информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;
  • принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних об их доставлении в ПДН в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений или антиобщественных действий.
Перечень функций, возложенных на ПДН указанным законом, расширен ведомственным нормативным актом.

Так, в Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от № 845, предусматривается выполнение данными подразделениями органов внутренних дел и некоторых функций оперативноразыскного характера.

В правовом обеспечении деятельности ПДН органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних существенную роль играют действующие нормы УК, УПК, УИК, КоАП, ГК РФ, а также Семейного кодекса РФ.

В УК РФ это гл. 14 (ст. 87–96), регулирующая особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, содержание и применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобождения от наказания, сроки давности для освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности или отбывания наказания, сроки погашения судимости, применение положений гл. 14 к лицам в возрасте от 18 до 20 лет.

В гл. 20 УК РФ содержатся нормы, устанавливающие ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних.

В УПК РФ содержатся нормы (ст. 73, 420–432), требующие выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений, а также нормы, регламентирующие особенности производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних.

Так, ст. 421 УПК РФ предписывает наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, устанавливать возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

В УИК РФ (ст. 183, 187–190) определены органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных от отбывания наказания, а также порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных, ответственность условно осужденных при уклонении от исполнения возложенных на них судом обязанностей либо при нарушении ими общественного порядка.

В КоАП РФ содержится целый ряд статей, предусматривающих ответственность за правонарушения несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних (ст. , и др.).

Профилактическая деятельность ПДН регулируется Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации. Данная Инструкция была принята в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Она устанавливает порядок деятельности ПДН, определяет основные их функции и задачи.

Принципиально важно то, что ПДН ОМВД России строят свою работу по зональному принципу.

Размеры и границы территории (объектов транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами, инспекторами ПДН, определяются начальником органа внутренних дел района, города, иного муниципального образования (органа внутренних дел на транспорте). При этом учитываются оперативная обстановка, численность инспекторов ПДН, а также нормативы штатного расписания. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих категорий лиц:

  1. несовершеннолетних, перечисленных в ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  2. родителей или законных представителей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
  3. несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, которые не включены в указанные группы, но к которым необходимо принять меры в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

Что касается первой группы лиц, то в этот перечень включены несовершеннолетние (ст. 5 указанного Федерального закона):

  • употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;
  • совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
  • совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
  • освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
  • совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
  • подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
  • освобожденные от отбывания наказания по различным основаниям, предусмотренным уголовным законом;
  • получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
  • освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  • осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
  • условно осужденные, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, нс связанным с лишением свободы.
Вопрос о постановке несовершеннолетних, являющихся субъектами административного правонарушения, на учет в ОМВД для проведения индивидуальной профилактической работы решается после применения меры административного взыскания.

В осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведущую роль играют ПДН. Руководство их деятельностью осуществляют подразделения (отделы, отделения, группы) по делам несовершеннолетних, Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, Главное управление внутренних дел на транспорте.

В обязанности названных подразделений центрального аппарата МВД России входит обеспечение управленческого воздействия и контроль за деятельностью ПДН и ЦВСНП МВД России, ГУ МВД России по субъектам РФ. Должностные лица указанных подразделений:

  • готовят аналитические материалы для информирования органов государственной власти о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних, а также предложения, вытекающие из анализа оперативной обстановки по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ, направленных на предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, защиту прав детей;
  • осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, другими структурными подразделениями МВД России, общественными объединениями и религиозными организациями по вопросам, связанным с профилактикой правонарушений несовершеннолетних;
  • осуществляют организационно-методическое обеспечение деятельности МВД, ГУ МВД России по субъектам РФ по руководству ПДН органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  • участвуют в пределах своей компетенции и в установленном порядке в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов МВД России, управленческих решений по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  • готовят необходимые материалы по направлениям деятельности для рассмотрения вопросов по предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений несовершеннолетних на коллегии МВД России, оперативных совещаниях при министре внутренних дел РФ и его заместителях;
  • готовят методические рекомендации и обзоры но вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних;
  • осуществляют зонально-линейный контроль за деятельностью МВД, ГУ МВД но субъектам РФ но организации исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов МВД России по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  • изучают, обобщают и внедряют в практику работы органов внутренних дел передовой отечественный и зарубежный опыт работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
  • организуют разработку и осуществление мероприятий по совершенствованию работы с кадрами ПДН и ЦВСНП.

Сотрудники подразделений ПДН в рамках профилактической деятельности принимают активное участие в пресечении иных административных правонарушений. Подразделения по делам несовершеннолетних МВД, ГУ МВД России по субъектам РФ строят свою работу по зонально-линейному принципу.

Должностные лица этих подразделений, помимо организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних ПДН ОМВД, участвуют в подготовке и проведении комплексных операций по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, они в установленном порядке проводят соответствующие проверки по фактам совершения несовершеннолетними двух и более преступлений:

  • в период испытательного срока при условном осуждении;
  • при отсрочке исполнения наказания;
  • во время предварительного следствия, если обвиняемый не был заключен под стражу;
  • нескольких тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в составе устойчивой группы;
  • при совершении преступлений, совершенных с особой жестокостью либо повлекших смерть потерпевшего, и в некоторых других случаях.
Сотрудники данных подразделений также должны осуществлять кадровую работу: реализацию мер по улучшению отбора, расстановки, воспитания кадров и повышению профессионального мастерства сотрудников ПДН горрайлинорганов и ЦВСНП.

Также по зональному принципу строят свою работу ПДН низшего звена – городских, районных, линейных отделов МВД России. Границы территории (объектов транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами по делам несовершеннолетних и инспекторами по делам несовершеннолетних, определяются начальником органа внутренних дел района, города, иного муниципального образования (органа внутренних дел на транспорте) с учетом оперативной обстановки, штатной численности инспекторов ПДН, иных установленных нормативов.

Деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ПДН городских, районных, линейных отделов МВД осуществляют по плану, утвержденному начальником ОМВД. Планы разрабатываются на основе анализа и объективной оценки оперативной обстановки.

Прием граждан проводится должностными лицами ПДН в соответствии с графиком, утвержденным начальником ОМВД. Учет приема граждан в ПДН ведется в соответствующем журнале. Итоги работы инспекторского состава ПДН ежемесячно рассматриваются начальником ПДН.

Сотрудники ПДН выполняют следующие профилактические мероприятия:

  • выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними, и в пределах своей компетенции принимают меры по их устранению;
  • ежеквартально анализируют, обобщают и направляют в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления информацию и предложения по вопросам работы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, их воспитания, обучения, досуговой и трудовой деятельности, наркологического и психиатрического лечения, социальной защиты;
  • выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, и в пределах своей компетенции принимают к ним меры в соответствии с законодательством;
  • выявляют родителей (лиц, их замещающих), не исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении них противоправные действия, и принимают к ним меры в соответствии с законодательством.

Основная задача инспекторов ПДН – проведение профилактических мероприятий но недопущению правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних и устранению условий, способствующих их совершению.

Основанием для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей могут являться обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом от № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», если они зафиксированы:

  • в заявлении несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи;
  • приговоре, определении или постановлении суда; постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и 311), прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
  • заключении, документах по результатам проверок жалоб, заявлениях или других сообщениях.

Профилактическая работа ПДН включает в себя прежде всего выявление несовершеннолетних правонарушителей. Специальными источниками информации о таких несовершеннолетних являются учеты правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образовательных учреждений.

Источниками информации также являются документы учета преступлений, лиц, задержанных и доставленных в дежурные части органов внутренних дел, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, копии приговоров по уголовным делам и материалы гражданских дел, где фигурируют несовершеннолетние.

Кроме того, к источникам информации следует отнести сообщения, поступающие из воспитательных колоний, ЦВСНП органов внутренних дел, письма, жалобы, обращения, предложения граждан, сообщения СМИ, оперативную информацию органов внутренних дел, материалы криминологических исследований правонарушений несовершеннолетних.

Необходимую информацию можно получить в процессе профилактического наблюдения за местами возможного появления и скопления несовершеннолетних с асоциальной направленностью поведения, различных профилактических рейдов и тематических операций, которые регулярно проводят органы внутренних дел.

Этапами деятельности ПДН являются:

  • постановка несовершеннолетнего на профилактический учет, которая осуществляется при наличии правовых оснований (ст. 5, 6 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») и соответствующих фактических данных в соответствии с законом и изданными в его развитие ведомственными нормативными актами;
  • изучение образа жизни и личности несовершеннолетнего, с которым проводится индивидуальная профилактическая работа.

По рекомендации криминологов при этом предлагается к изучению шесть блоков криминологической информации:

  1. правовой – наличие материалов, подтверждающих факты преступного поведения или административно-правового деликта;
  2. социально-экономический – материальное неблагополучие, наличие или отсутствие заработка, пособия и т.д.;
  3. индивидуально-психологический, личностный – особенности психологических свойств, процессов, состояний, черт характера, развития интеллекта, волевых качеств, потребностей, интересов, мотивационных линий, психологического склада личности в целом;
  4. асоциальный – антиобщественные свойства и характеристики, признаки криминального профессионализма и опыта, отрицательные привычки;
  5. информационный – сведения об условиях во всех сферах жизни и быта несовершеннолетних (характеристика родителей и ближайших родственников, лиц, их заменяющих, морально-психологический климат в семье; характеристика макро- и микрогрупп, участником которых является несовершеннолетний; системы общения и видимой деятельности и т.д.);
  6. физиологический – психические отклонения, не исключающие вменяемость, заболевания и т.д.

Для прогнозирования индивидуального поведения в будущем и выбора профилактических мер необходимо всестороннее изучение личности несовершеннолетнего, видов его деятельности, систем общения, отношений в прошлом и настоящем. От полноты изучения личности зависит успех реабилитации.

Общая профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, как обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних должна обязательно входить в комплекс социально-реабилитационных мероприятий, так как без общей профилактики специальная профилактика – установление социального контроля – вряд ли будет достаточно эффективной.

Профилактическая деятельность в ряде случаев связана с ограничением личных прав несовершеннолетних, их родителей. Данные ограничения необходимо применять исключительно в рамках закона и соответственно использовать только те виды ограничений, которые определены законом.

Важно правильно понимать концептуальные положения законодательства, а также деятельность полиции в соответствующем направлении. Профилактические меры должны быть направлены не только на личносгь несовершеннолетнего, но и на оздоровление микросреды подростка. Это в равной степени относится как к его ближайшему окружению, так и к общей ситуации, складывающейся на территории.

Профилактическая деятельность в ряде случаев должна включать меры, направленные на оздоровление ребенка (в частности, его психики), улучшение жизни подрастающего поколения во всех сферах жизнедеятельности. Эти меры должны применяться ПДН в сочетании с индивидуальным подходом при составлении программы реабилитации конкретного безнадзорного или подростка, совершившего правонарушение.

Источник:

Чем грозит постановка на учет

Фото 2

Нам представляется, что нет смысла давать рекомендации тем семьям, родителям которых все равно, находятся ли их дети под вниманием ПДН. Наша статья ориентирована на тех родителей, которые любят своих чад, заботятся о них и хотят знать как избежать и чем грозит несовершеннолетнему постановка на учет.

Конечно, серьезных последствий для ребенка заведение учетной карточки ПДН не несет, но они все же есть. Так, при поступлении в ВУЗы МВД, ФСБ, прокуратуры для правоохранительных органов не составит труда выяснить поведение абитуриента в школьном возрасте. Справедливости ради стоит заметить, что такие подробные выяснения личности скорее исключение из правил. В то же время, каждый разумный родитель мечтает о безупречной карьере своих детей, об их безоблачном будущем, поэтому лучше не иметь таких неприятных фактов в биографии.

Кроме того, о работе с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН, еще долго будут помнить в школе, где есть свой, так называемый «внутришкольный» контроль. Внимание к «детям-учетникам» всегда повышенное, а при происшествии в коллективе таких инцидентов, как кража, повреждение имущества первым делом проведут беседу именно  с этими ребятами.

Также, если не достигшее совершеннолетия лицо было поставлено на учет в результате распития спиртных напитков, то это может грозить навсегда оставшимися сведениями в наркологическом диспансере, откуда в будущем информация может попасть к работодателю.

Фото 2

В случае чего детей ставят на учет пдн

2000 года, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних: — Употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества. — Совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания.

Административная деятельность полиции

Сотрудники ПДН вносят в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством ее субъектов, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

Рекомендуем прочесть: Как найти номер снилс по фамилии

Как происходит оформление по инстанциям?

Фото 4

Инициировать включение ребенка в базу данных ПДН могут:

  • уполномоченные сотрудники полиции;
  • специальная комиссия по делам несовершеннолетних (КДН) под эгидой региональной администрации, муниципалитета.

В составе комиссии совместно работают должностные лица местной власти, социальной сферы (опека, попечительство), отдельного «детского» подразделения прокуратуры и ОВД, психологи, педагоги учебных заведений, прочие специалисты по профилю.

Вот как проходит постановка на учет несовершеннолетнего в ПДН с прямого одобрения КДН:

  1. Установлен доказанный факт правонарушения со стороны подростка.
  2. Уполномоченный инспектор полиции заполняет протокол о произошедшем, после чего доводит документ до внимания коллегии КДН.
  3. Коллегия изучает вопрос в течение 10 суток. За это время специалисты могут и должны вызвать и выслушать по существу одного или обоих родителей провинившегося, законного представителя. По результатам рассмотрения выносится заключение о согласии или несогласии с необходимостью занесения ребенка в базу полиции, исходя из того, в каких случаях несовершеннолетнего ставят на учет по требованиям закона.
  4. Заключение направляется начальнику местного подразделения полиции. Начальник также изучает дело и ставит конкретную визу.
  5. Если все инстанции сошлись в едином мнении о принятии подростка в реестр «трудных», оригинал постановления КДН, утвержденного начальником ОВД, передается в инспекцию ДН, копия переправляется комиссии. На подопечного открывается специальный учетный формуляр, куда заносятся подробные сведения о его жизни – семья, хобби, места времяпровождения, учебная деятельность и прочее.

Далее включаются прямые последствия постановки на учет по делам несовершеннолетних — ребенок попадает под усиленное внимание инспекторов ПДН, КДН, его нахождение в общественных местах отслеживается, семейная жизнь подлежит бесстрастному изучению путем коллегиальных рейдов, бесед, учеба контролируется. Результаты наблюдения записываются в учетной карточке. Если динамика поведения подростка стойко положительная, поднимается вопрос о снятии надзора. При постоянных рецидивах с отрицательными попытками воздействия ставится вывод использовать ЦВИНП.

Проведение индивидуальной профилактической работы с родителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

Семейное неблагополучие – это самостоятельный социально-психологический феномен, выступающий в том числе и как фактор девиантного поведения детей. Семейное неблагополучие представляет собой негативную обстановку в семье, вызванную комплексом причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности несовершеннолетнего и приводящих к девиантному поведению.

Комиссия по делам несовершеннолетних: причины и последствия постановки на учет

Даже в благополучном обществе уровень детской преступности сегодня остается достаточно высоким. Это касается всех стран мира. Неудивительно, когда на судах по уголовным делам часто выясняется, что еще в подростковом возрасте подсудимый был поставлен на учет в правоохранительных органах и уже неоднократно нарушал закон.

В советские времена этими случаями занимались в так называемой «детской комнате милиции». И действительно, это приносило определенные результаты, поскольку такой отдел отвечал за профилактику преступности, совершаемой детьми.

Но и сегодня, несмотря на то, что этих отделов больше нет, существует комиссия по делам несовершеннолетних, и таких правонарушителей могут брать на учет в ПДН. Осталось только разобраться в том, насколько правомерны эти действия и обоснованы ли они вообще?

Каких несовершеннолетних могут поставить на учет?

Следует отметить, что деятельность подразделений полиции, работающих с несовершеннолетними (в дальнейшем — ПНД), не ограничивается лишь раскрытием совершенных преступлений. Важна и профилактическая сторона деятельности, и она регулируется соответствующими приказами МВД. При этом сам учет несовершеннолетних правонарушителей еще называют профилактическим. Так, прежде всего, на учет ставят:

  • тех, кто в самом деле нарушили закон, что влечет за собой административное наказание, однако по закону еще не могут нести ответственности за это (частично такая ответственность наступает с 14 лет, и только для некоторых нарушений она наступает с 16 лет);
  • тех, кто несет ответственность с точки зрения юриспруденции.

Но что конкретно нужно сделать, чтобы ПДН и, собственно, сама Фемида решили принять преступника на учет? Делается это в отношении тех подростков, которые злоупотребляют наркотиками или психотропными веществами без назначения медиков.

Кроме того, профилактическую работу ведется с подростками, совершившими проступки, подпадающие под административные взыскания, в том числе это и дети, которые совершили такое правонарушение до наступления возраста, когда им может грозить административная ответственность.

Существуют и другие категории подростков, которых ПДН может взять на учет:

  1. Ранее не осужденные несовершеннолетние граждане, которые уже привлекаются к уголовной ответственности (а она наступает по некоторым преступлениям с 14 лет). Проще говоря, если во время ведения следствия подозреваемый находится под домашним арестом или им сделана подписка о невыезде, то на учет его ставят автоматически,
  2. Подростки, освобожденные из специальных исправительных учреждений,
  3. Несовершеннолетние правонарушители, получившие условный срок или те, которым в судебном порядке назначили так называемые меры воспитательного воздействия, то есть вернули под родительский присмотр.
  4. Иногда на учет ставят не самого подростка, а его семью в целом. Это семьи, про неблагополучность которых известно достоверно, то есть родители уже неоднократно привлекались к ответственности за пренебрежение своими обязанностями. Очень часто это бывает, когда кто-то в семье злоупотребляет спиртными напитками.
Таким образом, профилактическую работу сотрудники полиции могут вести с любыми детьми и их родителями. А вот заводить учетно-профилактическую карточку можно только при наличии перечисленных ранее факторов.

Алгоритм постановки на учет

Сначала следует отметить, что в России не только полиция занимается несовершеннолетними нарушителями. В каждом городе и каждом районе действует КДН, то есть Комиссия, занимающаяся рассмотрением дел несовершеннолетних.

Она напрямую участвует в принятии решения о возможной постановке ребенка на учет в ПДН. Комиссия — это коллегиальный орган, состоящий из представителей прокуратуры, полиции, органов опеки, непосредственно самой администрации, а также психологов и руководителей учебных заведений. Принятие решения относительно конкретного малолетнего преступника происходит как описано далее.

  1. Если подросток нарушил закон и этот факт был установлен, то инспектором составляется протокол, который в дальнейшем передается в Комиссию,
  2. На протяжении 10 дней КДН рассматривает упомянутый протокол. В этот срок она должна принять мотивированное решение о постановке подростка на учет в ПДН. Рассмотрение дела должно производиться с соблюдением всех требований закона, то есть нужно не просто проанализировать материалы, предоставленные полицией, но и выслушать родителей или опекунов правонарушителя,
  3. Если было принято решение поставить подростка на учет, его оформляют соответствующим документом и направляют на подпись начальнику райотдела полиции, который одобряет или не одобряет такую постановку,
  4. Если полиция согласна с постановкой на учет, документ передается в ПДН, а его копия остается в Комиссии. На его основании формируется карточка учета, куда заносятся все сведения о несовершеннолетнем гражданине, его семье и жизни. Сюда же в дальнейшем будут вноситься данные об успехах в учебе или отсутствии оных, которые должна передавать школа. Дальнейшая работа с подростком зависит от конкретной ситуации.

Как работают с «трудными подростками»?

На самом деле работать с такими правонарушителями обязаны не только в полиции. К данной работе подключаются и педагоги, и психологи, то есть те специалисты, которые входят в КДН. Причем все они обязаны вести собственный учет такой работы и регулярно составлять отчеты о мерах, которые были приняты в отношении того или иного состоящего на учете подростка и его семьи. Какие меры могут принимать такие специалисты? Существует ряд процедур, соответствующих требованиям законодательства и сложившейся практике. Это:

  • обеспечение постоянного надзора за поведением ребенка. Для этого инспектора могут направлять запросы не только в школу, но и в любые внешкольные заведения, включая спортивные секции и кружки;
  • совместные рейды полиции и КДН по месту жительства их подопечных, чтобы посмотреть, как обстоят дела в реальности, узнать, нет ли каких-то конфликтов с родителями, соседями, педагогами. Если будут выявлены соответствующие факты, то инспекторы могут подавать в прокуратуру документы о лишении (ограничении) прав родителей;
  • по месту проживания ребенка инспектором составляется акт обследования, чтобы проанализировать, насколько подросток обеспечен необходимыми бытовыми условиями для учебы и отдыха;
  • при необходимости инспектор может направить подростка в закрытое учебное заведение, в котором несовершеннолетние получают профессиональное образование;
  • если никакие методы вроде внушения и разговоров не дают особого эффекта, юного преступника могут поместить в ЦВИНП.

Зачем нужна изоляция ЦВИНП?

Данные центры также представляют собой заведения закрытого типа, нечто среднее между советским приемником-распределителем и колонией, поскольку в распределителях держали не только правонарушителей, но и детей-сирот или юных романтиков, сбежавших из дому. Эти заведения предназначены для подростков старше 14 лет.

Туда помещают тех, кто опасен для общества и для других детей, а также подростков, которые самовольно покинули закрытое учебное заведение, куда раньше их поместил инспектор. Беспризорники, то есть подростки, занимающиеся бродяжничеством, тоже попадают в данные заведения.

Там с ними работают педагоги, психологи, медики. Важную роль играют занятия по основам права. То есть по сути дети, которые отличаются низким образовательным уровнем в силу того, что родители ими не занимались, а общеобразовательную школу они не посещали регулярно, получают доступ к знаниям.

Какие последствия может иметь остановка на учет?

Особые юридические последствия при наличии учетной карточки не предусмотрены. Но иногда она отражается на дальнейшей карьере и жизни подростка. Например, во время вступительной кампании в некоторые вузы (в частности, при ФСБ или МВД) эти данные могут всплыть в самый неподходящий момент.

По этой причине лучше не допускать подобных вещей, если вы хотите, чтобы у вашего ребенка была хорошая карьера. Кроме того, очень часто в школе осуществляется дополнительный контроль за детьми, состоящими на учете в ПДН. И хотя это не очень справедливо, но если происходит в школе что-то экстраординарное вроде кражи, драки или повреждения имущества, то сразу же начинают подозревать детей с сомнительным прошлым.

Ситуация намного хуже, если подросток был поставлен на учет из-за распития алкоголя или приема наркотиков. Так, даже после лечения сведения об инциденте могут оказаться в ВУЗе или у работодателя на столе.

Постановка на учет несовершеннолетнего: как избежать?

Если протокол уже составлен, то действовать нужно следующим образом:

  1. Прийти лично на заседание Комиссии (о его дате родителей уведомляют заранее),
  2. Собрать как можно больше положительных характеристик: спортивные медали и кубки, дипломы об окончании курсов, школьные призы и грамоты, письменные отзывы педагогов внешкольных кружков, тренера и т.д.,
  3. Лично попытаться доказать Комиссии, что имел место единичный случай асоциального поведения, воспитательная беседа была проведена и т.д.
Важная информация: как правило, все решения о приеме на учет принимаются вполне справедливо, когда у комиссии есть объективные основания для таких решений. Например, сюда можно отнести неоднократные правонарушения подростком или систематическое отсутствие родительского контроля. Если же произошло единоразовое нарушение закона, но у ребенка хорошая успеваемость и ему дают положительную характеристику в школе, то Комиссия ограничится воспитательной беседой.

В случае, когда родители выражают несогласие с решением о постановки на учет в ПДН, у них есть 10 дней на то, чтобы обжаловать его в судебном порядке. Если же в суде скептически отнеслись к убеждениям родителей, то через полгода можно будет снова направить ходатайство.

Данный документ составляется в свободной форме, но в нем непременно должны быть указаны причины, по которым поведение несовершеннолетнего гражданина больше не требует контроля со стороны соответствующих органов. Если подросток будет вести себя безупречно, если будут получены положительные характеристики из учебного заведения, то есть будет явно видно исправление поведения, то ребенка снимут с учета.

Также в случае, если представитель ПДН смог убедиться, что больше нет никаких причин контролировать подростка, он может завершить процедуру самостоятельно без всяких заявлений со стороны отца и матери ребенка, но при условии, что будет получено согласие начальника.

Если в реальности улучшения не произошло, но правонарушителю уже исполнилось 18 лет и уже нет юридических оснований для уголовного дела, то с учета его тоже снимают — это делается автоматически.

Источник:

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://blogpravo.com/komissiya-po-delam-nesovershennoletnih-prichiny-i-posledstviya-postanovki-na-uchet
  • http://juresovet.ru/postanovka-na-uchet-nesovershennoletnix/
  • https://zakonandporyadok.ru/alimenty/uchet-v-pdn-chto-eto
  • https://imeyupravo.com/ugolovnoepravo/chem-grozit-postanovka-na-uchet-po-delam-nesovershennoletnih.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий