При пересечении дорог за городом часто встречается равнозначный перекресток. Правила проезда по нем есть в ПДД. Однако не всем понятно, как его определить, кто и когда уступает, как проехать разворот, что делать, если нерегулируемый. А вот равнозначный или неравнозначный поможет понять знак. Равнозначная дорога и перекресток равнозначных дорог: что это такое, каким знаком обозначается. Правила проезда по равнозначным дорогам.
Содержание
- Что такое равнозначная дорога
- Тема 13.2. Нерегулируемые перекрёстки неравнозначных дорог. — Автошколадома Автошкола онлайн Водительские курсы ПДД ПДД учебник онлайн
- Важный момент
- Регулируемые перекрестки
- Нерегулируемый перекресток неравнозначных дорог
- Что делать, если знаков нет?
- Основные затруднения
- Поворот налево
- Что прописано в ПДД
- Нерегулируемые перекрестки
- Перед перекрёстком установлен знак «Уступи дорогу»
- Равнозначный и неравнозначный в ПДД
- Общие правила на равнозначном перекрёстке
- Поворот налево и разворот
- Признаки равнозначного перекрестка
- Поворот направо
- Перед перекрёстком установлен знак «Главная дорога»
- Пример ДТП на перекрестке равнозначных дорог
- правила проезда. Определение типа перекрестка
- Вопросы и ответы
Что такое равнозначная дорога
Подобные транспортные пути, как правило, имеют асфальтовое покрытие не высокого качества. Возле них так же зачастую отсутствует любое регулирующие устройство: знак, светофор, лежачий полицейский. Похожие дороги находятся в сельской местности. Только там на смену асфальту приходит грунтовое покрытие. Возникает вопрос, как такие пути квалифицировать и проезжать?
Подобные дороги принято считать равными. Законодательство расшифровывает значение понятия по-своему. Согласно действующим ПДД, равнозначная (равная) дорога это:
- часть транспортного пути;
- отсутствие светофора, регулировщика;
- имеет асфальтовое или грунтовое покрытие;
- на ней отсутствует разрешительный знак.
Сами по себе такие пути для опытных водителей не несут сложностей, а вот новички ощущают себя не так уверенно, проезжая такие участки полотен. Особенно часто возникают сложности при движении через распутье равнозначных дорог, ведь другое транспортное средство может неожиданно возникнуть из-за поворота. Внимательность плюс четкое соблюдение правил помогают избежать конфликтных ситуаций.
Понятие перекрестка равнозначных дорог
Пересечение двух равных путей довольно частый феномен в городе или селе. Называется такое явление «перекресток равнозначных дорог». Для обозначения используют знак под номером 1.6. Он представляет собой треугольник с красной рамкой. Внутри изображено пересечение черных прямых линий.
Распутье за пределами больших населенных пунктов, как правило, указателями не оснащено.
Можно встретить два вида пересечения. Самый распространенный способ – это распутье, когда две дороги размещены перпендикулярно одна к другой. Встречается реже, но не менее важен Т-образный перекресток, когда сходятся вместе 3 дороги и движения прямо нет. Нормы проезда по обоим типам дорожных полотен одинаковы. Главное, соблюдать правило правой стороны. Его суть в следующем: куда бы водитель ни ехал, он должен пропустить транспортные средства, находящиеся справа от него, т. е. помеху справа.
Тема 13.2. Нерегулируемые перекрёстки неравнозначных дорог. — Автошколадома Автошкола онлайн Водительские курсы ПДД ПДД учебник онлайн
Чем характерен перекрёсток неравнозначных дорог. Во-первых, это обязательно нерегулируемый перекрёсток. Здесь нет ни регулировщика, ни светофоров. Или светофоры есть, но они не работают или переведены в режим жёлтого мигающего сигнала. А, во-вторых, одна дорога – главная, а другие (сколько бы их не было) – второстепенные.
Понятно, что те, кто на главной, имеют преимущественное право проезда. Вот как об этом сказано в Правилах:
Правила. Раздел 13. Пункт 13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
Обратите внимание – здесь сказано: «независимо от направления дальнейшего движения»!
То есть совершенно неважно, поедете ли вы по главной дороге через перекрёсток или свернёте с неё.
Во всех случаях те, кто на второстепенной, обязаны уступать вам дорогу!
Другое дело, если вы не один на главной дороге.
Сейчас у вас с автобусом – равное право на проезд! Вы оба на главной дороге.
А при равном праве на проезд всегда вступает в действие общий принцип «помехи справа».
То есть всё как обычно. Если поворачиваем налево или разворачиваемся, то на перекрёстке надо остановиться и пропустить встречного.
Обратите внимание на расстановку знаков приоритета! Все участники движения оповещены: мы и встречный автобус – на главной дороге, два легковых автомобиля – на второстепенной.
И в жизни так оно и будет – на всех подъездах к перекрёстку неравнозначных дорог обязательно должны быть установлены соответствующие знаки приоритета.
Но это в жизни. А в Билетах может быть изображён только один знак – с вашей стороны. Условия, приближённые к «боевым» – ведь и в жизни вы будете смотреть только на свой знак, и этого вполне достаточно.
Вот как это будет выглядеть на экзамене:
И в жизни, и на экзамене знаков может вообще не быть. Тогда статус дороги зависит от покрытия. Грунтовая дорога всегда второстепенная по отношению к дороге с любым твёрдым покрытием.
Однако вернёмся к предыдущей ситуации.
Те, кто были на главной дороге, уехали. Что дальше?
А дальше наступила очередь тех, кто на второстепенной. У них тоже между собой равное право на проезд.
А, значит, ничего нового. Всё тот же принцип «помехи справа».
Я говорил вам, что перекрёстки, не самое сложное, что есть в Правилах. И постепенно подвожу вас к тому, что очерёдность проезда любого перекрёстка подчиняется одному простому универсальному правилу:
При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств
разбираются между собой по принципу «помехи справа».
Единственное, чему надо научиться, это в любой ситуации безошибочно определять равное и неравное право на проезд.
Но и в этом случае ровным счётом ничего не меняется. Вот как об этом сказано в Правилах:
Правила. Раздел 13. Пункт . В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
Ну, то есть опять «помеха справа» и ничего другого. А направление главной дороги вам покажут знаками:
Под знаком появилась дополнительная табличка «Направление главной дороги».
На главной дороге мы и легковой автомобиль. Значит, у нас с ним равное право на проезд!
Вот с ним и разбираемся (руководствуясь принципом «помехи справа»).
Если уж главная дорога меняет направление, тогда об этом надо проинформировать всех водителей.
И если вы подъезжаете к перекрёстку по второстепенной дороге, тогда картинка будет такая:
Теперь надо же разобраться с трамваем.
В 13-том разделе Правил про разъезд с трамваем сказано много, и сказано до такой степени мудрёно и путано, что не каждый читатель в состоянии добраться до истины.
Правила. Раздел 13. Пункт 13.9. На перекрестке неравнозначных дорог трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
Как это понимать – равнозначная дорога на перекрёстке неравнозначных дорог?! Правила имеют в виду следующее: оба, вы и трамвай – на главной дороге. Или оба, вы и трамвай – на второстепенной дороге. При этом трамвай двигается либо во встречном направлении, либо в попутном.
Вот она, эта ситуация – оба на главной дороге.
Я это называю – у обоих равное право на проезд.
А Правила это называют иначе – у обоих равнозначные дороги.
Но суть от этого не меняется, надо уступать дорогу трамваю.
То же самое и здесь – оба на главной дороге, только теперь трамвай двигается в попутном с вами направлении.
И опять вы с трамваем на равнозначной дороге (оба на второстепенной).
И опять у вас с трамваем равное право на проезд.
И здесь то же самое, только теперь трамвай двигается в попутном с вами направлении.
Вот об этих четырёх ситуациях и сказано в показанном выше пункте 13.9. И во всех этих случаях водители обязаны уступать дорогу трамваю.
А дальше идёт пункт :
Правила. Раздел13. Пункт . В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
Это что же получается, мы едем по перекрёстку неравнозначных дорог, а руководствоваться должны правилами проезда перекрестков равнозначных дорог (если главная дорога меняет направление). Как прикажете это понимать? Посмотрим, что в Правилах сказано про перекрёстки равнозначных дорог:
Правила. Раздел13. Пункт . На перекрестке равнозначных дорог трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
Ага, вот где истина зарыта. Неважно, меняет главная дорога направление или не меняет. Важно другое – трамвай всегда имеет преимущество, если у вас с трамваем равнозначные дороги. То есть уступать дорогу трамваю нужно, если вы на главной и трамвай на главной или вы на второстепенной и трамвай на второстепенной.
Но если трамвай на второстепенной, а вы на главной, тогда уступать дорогу трамваю не нужно.
Это же надо было так глубоко запрятать, прямо-таки замуровать простое и ясное требование:
При равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.
Чтобы надежно подготовиться к экзамену, надо, конечно же, прорешать все 40 задач, посвящённых проезду перекрёстков неравнозначных дорог в билетах ГИБДД. И они все есть на нашем сайте в разделах «Решебник» и «Экзамен».
Но уверяю вас – ничего принципиально нового вы там не обнаружите. Ситуации будут различные, но вопрос всегда один и тот же:
Умеете ли вы применять принцип помехи справа и знаете ли вы, что при равном праве на проезд
трамвай всегда имеет преимущество независимо от направления движения.
А впереди у нас регулируемые перекрёстки.
Важный момент
Знаки приоритета не действуют на регулируемом перекрестке. Однако пока водитель не определился, к какому именно участку он приближается, при помощи опознавательных знаков должно стать понятно, по какому пути совершается движение – главному либо второстепенному. Если окажется, что на перекрестке работает светофор или присутствует регулировщик, то можно смело продолжать ехать, не учитывая знаки приоритета. Однако может быть и так, что светофор не работает либо отключился внезапно. В этом случае будет уже нерегулируемый перекресток, и алгоритм движения будет иным.
Регулируемые перекрестки
Первым делом на любом перекрестке нужно проверить, является он регулируемым или нет. Поэтому при подъезде к перекрестку нужно попытаться найти взглядом регулировщика. Встретить регулировщика на перекрестке можно не очень часто, однако именно он является самым приоритетным признаком регулируемого перекрестка.
Регулировщик делает регулируемым абсолютно любой перекресток, даже любое пересечение полевых или лесных дорог.
ПДД на перекрестке с регулировщиком
Только в том случае, если Вам не удалось найти регулировщика, следует обратить внимание на светофоры. С их поиском проблем обычно не возникает, т.к. светофор можно заметить издалека.
Если на перекрестке есть светофор, то это еще не означает, что перекресток является регулируемым. Для начала нужно разобраться с режимом работы светофора. Если светофор работает в нормальном режиме (красный-желтый-зеленый), то перекресток регулируемый и можно вздохнуть спокойно.
ПДД на перекрестке со светофором
Если же светофор работает в мигающем желтом режиме или выключен, то перекресток является нерегулируемым и придется приложить еще немного усилий, чтобы разобраться с его типом.
Нерегулируемый перекресток неравнозначных дорог
Как выше было сказано, приближаясь к участку, следует точно определить, по какому пути совершается движение – второстепенному либо главному. Разберем ситуацию, когда все знаки на месте. При этом движение осуществляется по главной, которая идет прямо без изменений направления, а трамвайные пути отсутствуют. Вспомним правила нерегулируемых перекрестков:
- Движение осуществляется по главной. Значит, те ТС, которые едут по второстепенной, должны пропускать. При этом направление движения по главной значения не имеет.
- Трамвайного пути нет, поэтому приоритет этого транспорта не действует.
- Правило о "помехе справа" нужно в том случае, если проезд нерегулируемых перекрестков осуществляется с поворотом налево или с разворотом. Однако перед этим следует пропустить автомобили, движущиеся по "главной" навстречу прямо и направо.
Что делать, если знаков нет?
В таком случае необходимо значительно снизить скорость и подъехать практически вплотную к перекрестку. Далее следует еще раз посмотреть по всем сторонам и углам. При обнаружении какого-либо знака решение о дальнейших действиях нужно принимать быстро. Если же предупреждения совершенно отсутствуют, значит это равнозначный перекресток. На нем не действует "помеха справа".
Основные затруднения
Приоритетный проезд нерегулируемых перекрестков можно, таким образом, определить по наличию знаков, перечисленных выше, устанавливающих, где "главная", а также по знакам 2.4, требующему уступить путь, и 2.5, запрещающему проезд без остановки. Последние указывают на второстепенный участок.
Однако сегодня зачастую встречаются перекрестки, на которых указанные знаки отсутствуют по каким-то причинам или скрыты (к примеру, листвой деревьев). Водителю, тем не менее, в любом случае необходимо знать, по какому пути он движется – второстепенному или главному. В связи с этим, приближаясь к нерегулируемому перекрестку, когда автомобилист ищет глазами светофор, следует также поискать взглядом и опознавательные знаки. Последние можно обнаружить гораздо быстрее, особенно в солнечную погоду, поскольку при ярком солнце предупреждающие сигналы не всегда дается вовремя распознать.
Поворот налево
Прежде чем выполнить его на нерегулируемом перекрестке, следует не только сбавить скорость, но и убедиться в том, что сзади никто не идет на обгон. Определить это необходимо заранее. Осуществляя поворот, следует быстро посмотреть слева мертвую зону. Если сзади идущее транспортное средство уже пошло на обгон, не стоит ему препятствовать. В этом случае целесообразнее снизить скорость и дать ему возможность проехать. После этого можно спокойно приготовиться к повороту.
Что прописано в ПДД
Свод Правил дорожного движения чётко обозначает ряд важных моментов, необходимых для выполнения во время проезда равнозначного пересечения. Но на практике для водителей становится самым сложным неиспользование своих знаний, а момент определения того, что именно приближающееся пересечение дорог является равнозначным.
Основной функцией Правил становится помощь водителю в определении того, чем равнозначные дороги отличаются от остальных перекрёстков, а также помогают понять, как вести себя в каждой конкретной ситуации.
Итак, согласно ПДД, пересечение нескольких дорог является равнозначным в том случае, когда оно обозначается специальным знаком под номером 1.6 «Пересечение равнозначных дорог». Наличие такого указателя свидетельствует о том, что все пересекающиеся дороги не наделены статусом главных. То есть, у транспортных средств, которые движутся по таким дорогам, нет приоритета в проезде.
Нерегулируемые перекрестки
На нерегулируемом перекрестке водитель должен определить, является ли пересечение равнозначным или нет. А в случае неравнозначного перекрестка нужно дополнительно понять, на главной или второстепенной дороге Вы находитесь.
1. Главная дорога
Если перед перекресток установлен один из перечисленных выше знаков (2.1, , 5.1), то можно утверждать что Ваш автомобиль въезжает по главной дороге.
ПДД на главной дороге
2. Второстепенная дорога
Дорожные знаки 2.4 и 2.5 подсказывают водителю, что он въезжает на перекресток по второстепенной дороге.
ПДД на второстепенной дороге
3. Равнозначный перекресток
Знак 1.6 перед перекрестком означает, что Вы въезжаете на перекресток равнозначных дорог.
ПДД на равнозначном перекрестке
Отдельного внимания заслуживает дорожный знак 2.2 "Конец главной дороги":
Внимание! Многие водители допускают распространенную ошибку и считают, что знак 2.2 говорит о том, что автомобиль находится на второстепенной дороге. Это не так.
Перед перекрёстком установлен знак «Уступи дорогу»
При проезде перекрёстка уступаем дорогу всем, кто едет по главной дороге, а также тем, кто со второстепенной приближается к нам справа. Уступая дорогу, останавливаемся у пересечения проезжих частей.
- При повороте направо уступаем дорогу транспортным средствам слева (синий автомобиль), т. к. они двигаются по главной дороге. Если синий автомобиль включил правый указатель поворота и стал поворачивать, то можно проезжать одновременно с ним. В случае когда чёрный автомобиль (справа) решит развернуться на перекрёстке, придётся уступать дорогу и ему.
- Выполняя проезд нерегулируемых перекрёстков в прямом направлении, уступаем дорогу слева (синий) и справа (чёрный).
- При повороте налево, кроме того что надо уступать дорогу автомобилям слева и справа, придётся пропускать и встречные ТС, которые, как и мы находятся на второстепенной дороге, но будут для нас помехой справа.
- Если Вы решили выполнить разворот на перекрёстке, то тоже придётся уступать дорогу всем транспортным средствам.
Главная дорога слева
- При повороте направо уступаем ТС слева (синий автомобиль) и встречным (зелёный), если они едут в туда же куда и мы.
- Двигаясь в прямом направлении, необходимо уступать дорогу слева, встречным, потому что они едут по главной дороге, а также справа (чёрный автомобиль) хотя они тоже на второстепенной, но являются «помехой справа».
- При повороте налево тоже уступаем всем.
- Не самый лучший вариант для разворота, но если выбора нет, выполняем, уступая всем транспортным средствам.
Главная дорога справа
- Перед тем как повернуть направо, следует убедиться, что никто не едет со встречного направления в нашу сторону, а также что чёрный автомобиль (справа) не собирается развернуться на перекрёстке.
- Двигаясь прямо или налево, тоже будем уступать дорогу зелёному и чёрному автомобилям, т. к. они едут по главной дороге.
- При развороте на перекрестке придётся уступить и синему автомобилю, потому что, выполняя этот манёвр, мы подвернём ему правый бок.
Равнозначный и неравнозначный в ПДД
Равнозначные и неравнозначные перекрестки в «Правилах…» разделены, хотя в документе отсутствуют разъяснения обоих терминов. Зато имеется понятие «главная дорога»:
Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, — или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.Если она есть, пересекающее ее направление является второстепенным. А перекресток – неравнозначным. Отсутствие такого деления сходящихся путей меняет его статус на противоположный.
Среди основных терминов, использующихся в ПДД, есть также следующий:
Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.Он имеет отношение и к неравнозначным пересечениям путей, и к тем, где сходятся дороги с одинаковым статусом. Но требование в обоих случаях выполняется по разным правилам.
В самом же определении перекрестка отсутствует разъяснение о том, какие они бывают. Но это не отменяют различий.
Общие правила на равнозначном перекрёстке
Существуют общие правила проезда перекрёстков равнозначных дорог, которые действуют при совершении любого вида манёвра на таком участке.
К ним следует отнести:
- запрет выезда на пересечение, когда на нём виден затор, затрудняющий завершение манёвра;
- соблюдение правила «наличие помехи справа» при проезде рассматриваемого варианта перекрёстка с круговым движением;
- рельсовый транспорт всегда имеет приоритет проезда перекрёстков, при этом абсолютно неважно, какой манёвр будет совершён.
Следует обязательно дождаться того момента, когда остальные автомобили освободят проезд, а движение нормализуется. Если пренебречь данным правилом, то ситуация может только ухудшиться;
К сожалению, из-за отсутствия во многих городах трамваев, водители игнорируют последний из указанных пунктов. Это приводит к созданию повышенной аварийности при проезде равнозначного перекрёстка.
Поворот налево и разворот
Нередко случается так, что водитель, управляющий автомобилем, желает развернуться на пересечении равнозначных дорог, либо выполнить поворот налево. Для того чтобы совершить указанные манёвры он должен знать, какие транспортные средства ему придётся пропустить, а над какими он сам имеет преимущество.
Согласно ПДД, водитель должен предоставить право первоочередного проезда всем транспортным средствам, движущимся по этой же траектории, что и владелец автомобиля, поворачивающего налево или разворачивающегося.
Кроме того, приоритет в движении имеют и машины, которые проезжают перекрёсток по встречной полосе. Особенно внимательно необходимо отнестись к данному требованию при развороте.
Неспроста поворот налево или разворот на рассматриваемом участке дороги считается манёвром, представляющим наибольшую опасность. По этой причине, в процессе выполнения данных манёвров стоит быть максимально осторожным и внимательным.
Признаки равнозначного перекрестка
Перекресток является равнозначным при одновременном соблюдении следующих условий:
- нет светофоров и регулировщика;
- нет знаков приоритета (главная дорога, уступите дорогу и т.д.);
- обе пересекающиеся дороги имеют одинаковое покрытие (твердое или грунт).
Дополнительно для указания на равнозначность может использоваться дорожный знак 1.6 "Равнозначный перекресток":
Примечание. Количество полос движения и проезжих частей на дорогах не влияет на тип перекрестка.
Поворот направо
При повороте направо есть несколько важных правил, соблюдение которых позволит избежать неприятных ситуаций.
В список таких правил входят:
- перед началом манёвра необходимо занять крайнюю правую полосу;
- удостовериться в том, что поблизости отсутствуют пешеходы;
- придерживаться траектории движения, проходящей вдоль крайней правой стороны.
При этом манёвр транспортного средства не должен создавать помехи для остальных участников дорожного движения.
Если поблизости находятся пешеходы, тогда в обязанности автомобилиста входит сперва, уступить дорогу им. Идентичное действие распространяется и на велосипедистов, передвигающихся по велодорожке либо по выделенной полосе.
Такой небольшой список позволит водителю не нарушить ПДД и минимизировать риск создания аварийной ситуации.
Перед перекрёстком установлен знак «Главная дорога»
Когда мы едем по главной дороге, уступать дорогу придётся, только если у нас будет помеха справа.
- При повороте направо никому не уступаем дорогу.
- При движении прямо также никому не уступаем.
- При повороте налево и развороте уступаем дорогу встречным транспортным средствам (зелёный автомобиль), движущимся в нашем направлении (в этом случае доезжаем до середины перекрёстка и ждём, пока они проедут), т. к. они тоже находятся на главной дороге и являются для нас помехой справа. Если встречные поворачивают налево, то дружески разъезжаемся с ними правыми бортами.
Главная дорога поворачивает налево
Знак «Главная дорога» совместно со знаком «Направление главной дороги».
- При повороте направо проезжаем перекрёсток первыми.
- Также при проезде перекрёстка в прямом направлении.
- Никому не уступаем при повороте налево.
- И только при развороте придётся уступить дорогу ТС слева (синий автомобиль), потому что они так же едут по главной и будут для нас помехой справа.
Главная дорога поворачивает направо
- Если Вы планируете поехать направо, смело проезжайте первыми, ведь это единственное направление, при движении в котором никому не надо уступать.
- Когда Вы поедете прямо не забудьте посмотреть направо и уступить дорогу чёрному автомобилю, который является «помехой справа».
- Двигаясь налево, тоже придётся уступать ТС справа, которые едут в прямом направлении или поворачивают налево. Если чёрный автомобиль поворачивает направо, то мы не создадим ему помех и можем выполнять поворот одновременно с ним. Только необходимо убедиться, что он действительно начал выполнять поворот, а то вдруг он проедет прямо с включенным поворотником.
- Разворачиваясь, действуем так же как и при повороте налево.
Пример ДТП на перекрестке равнозначных дорог
Равнозначный перекресток делает вероятными следующие ситуации, способные привести к аварии:
- Автомобиль A собирается свернуть налево. По дороге, расположенной перпендикулярно его изначальному направлению, движется машина B. Она никуда не сворачивает. И ее водитель уверен, что имеет приоритет, поэтому происходит столкновение. На самом деле уступить обязан был водитель B, так как автомобиль A приближался к нему справа. И несмотря на то, что A поворачивал влево, уступать оппоненту был не должен. Ведь B ехал не со встречного направления, а с бокового.
- К пересечению имеющих одинаковый статус путей одновременно со всех сторон приближаются 4 автомобиля. Среди них есть желающий повернуть налево, развернуться и проследовать прямо. В этом случае каждый из четырех автомобилей должен уступать одному из оппонентов. А значит, никто не сдвинется с места первым, ведь это станет нарушением ПДД.
В таком ДТП при несоблюдении правил могут поучаствовать все автомобили. Избежать его можно, если каждый водитель сбросит скорость перед участком, оценит обстановку. А затем с помощью жестов им следует договориться, кто все же проедет первым.
Рекомендуем прочитать о правилах проезда на Т-образном перекрестке. Из статьи вы узнаете о правилах проезда на регулируемом/нерегулируемом, равнозначном, со светофором Т-образном перекрестках.А здесь подробнее о причинах, которые чаще всего приводят к ДТП на перекрестке.
Пересечения равнозначных дорог – достаточно проблемные участки, несмотря на то, что проезд регулируется несколькими правилами. Но в реальной ситуации иногда трудно сходу их применить. Чтобы иметь на это время, нужно подъезжать к перекрестку с адекватной скоростью. А также знать ПДД, уважать других участников движения.
правила проезда. Определение типа перекрестка
Для того чтобы понять водителю, что такое нерегулируемый перекресток, нужно внимательно изучить его определение.
Нерегулируемый перекресток: что это?
В ПДД четко указано, что имеет нерегулируемый перекресток правила проезда и определение. Вообще, любой перекресток — это пересечение дорог в одной плоскости, а слово «нерегулируемый» означает, что на нем нет ни светофора, ни регулировщика.
Многим начинающим водителям кажется, что проехать нерегулируемый перекресток проще некуда, но вот статистика говорит совершенно об обратном. Именно во время подобных маневров зафиксирован самый большой процент столкновений. А ведь все очень просто: один не захотел пропустить другого или переоценил свои силы, а второй пошел на принцип или просто не заметил помеху.
Общие требования к водителям на нерегулируемых перекрестках
Инспекторы дорожного движения не устают повторять всем водителям, даже у которых опыт вождения уже очень большой, о том, чтобы безопасно проезжать подобный тип перекрестка, нужно проявлять бдительность, а также уважение ко всем участникам движения, пропускать пешеходов и те машины, которые имеют приоритет.
Одно из основных правил — это соблюдение дистанции. Одна машина должна находиться на расстоянии от другой минимум в 50 метрах. Именно данная дистанция считается самой безопасной. Она позволит любому водителю, даже не опытному, вовремя среагировать на сложившуюся ситуацию и при необходимости затормозить.
Кроме этого, автомобиль при повороте должен занимать ту сторону, в которую он собирается поворачивать.
Нерегулируемый перекресток: правила проезда, определение типа перекрестка
Прежде чем рассматривать этот вопрос, необходимо отметить, что совершенно не важно, какой формы перекресток. В первую очередь нужно понять, к какому типу он относится.
Неравнозначный перекресток всегда имеет одну главную дорогу и одну второстепенную. У равнозначного все дороги одинаковые по приоритету.
В автошколе инструкторы должны доходчиво объяснить обучающимся, что такое нерегулируемый перекресток. Правила проезда на нем заучиваются. Только так будущий водитель может проезжать его безопасно.
Проезд регулируемого перекрестка
Нужно отметить, что правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков очень отличаются. Безусловно, регулируемый перекресток гораздо проще преодолеть. Очередность движения контролируется сигналом светофора, если его нет, эту функцию может выполнять регулировщик.
Согласно правилам дорожного движения, если перекресток контролируется регулировщиком и работает светофор, тогда стоит полагаться на указания регулировщика. В остальных случаях необходимо соблюдать очередность по сигналу светофора.
Нерегулируемый неравнозначный перекресток: как определить главную дорогу
В ПДД четко указываются признаки главной дороги:
- Автомагистраль всегда будет главной дорогой.
- Главной считается любая дорога с твердым покрытием, будь то асфальт, бетонированная поверхность или брусчатка.
- Главная дорога выделяется соответствующими дорожными знаками 2.1.
Эти замечания будут действовать только в том случае, если перекресток нерегулируемый и обязательно неравнозначный. На равнозначных действуют другие правила.
Но водителю недостаточно просто изучить три пункта. Существуют еще и негласные правила проезда нерегулируемых неравнозначных перекрестков:
- водитель, подъезжающий к нерегулируемому неравнозначному перекрестку, обязательно должен притормозить;
- после того, как он убедился, что помехи отсутствуют, может начать совершать маневр;
- перед нерегулируемым перекрестком строго запрещено производить резкое торможение.
Что такое равнозначные нерегулируемые перекрестки?
Равнозначный перекресток тоже может быть нерегулируемым. Правила проезда по нему отличаются от тех, которые установлены на неравнозначном. В первую очередь на таком виде перекрёстка нет главных и второстепенных дорог. Также водитель может понять, что перед ним нерегулируемый равнозначный перекресток, при помощи установленного знака 1.6. Однако он имеется далеко не всегда.
Нужно отметить, что при приближении к пересечению равнозначных дорог водитель должен быть особенно внимательным. Дело в том, что именно на таких перекрестках чаще всего случаются аварии, ведь точного указания, где находится главная дорога, нет.
Правила проезда нерегулируемых равнозначных перекрестков
Как уже было сказано, на таком виде перекрестка водитель должен быть внимательным и соблюдать осторожность. Если перекресток, по мнению инспекторов, особенно сложный, тогда в некоторых случаях на нем может быть нанесена разметка , то есть стоп-линия.
Водитель, подъехав к равнозначному перекрестку, должен сначала притормозить, а лучше, когда поток машин особенно большой, остановиться. Только в таком случае он сможет безопасно проехать его. После того, как водитель остановился, он должен убедиться, что нет помех для проезда. Помеха на равнозначном перекрестке всегда находится с правой стороны.
Что такое Т-образный перекресток?
Т-образный перекресток — это перекресток, который выглядит как пересечение двух дорог, однако одна дорога как бы входит в другую и чаще всего представляет собой перпендикуляр двух линий. На рисунках он обычно изображен как две линии с прямым углом.
Интересно, что Т-образный перекресток, несмотря на то, что он немного отличается от обычного вида пересечения дорог, имеет те же требования проезда.
Такой вид перекрестка также может быть разнозначным и неравнозначным. Обычно водителям легче его преодолевать из-за того, что сторон движения здесь всего три.
Правила проезда нерегулируемого Т-образного перекрестка существуют. Однако они ничем не отличаются от других перекрестков. Если он равнозначный, то водитель должен пропустить транспортное средство, проезжающее справа, а если нет — должен следовать правилам, определяющим главную и второстепенную дороги.
Нерегулируемые перекрестки с круговым движением
Еще один тип перекрестка, который особенно трудно дается начинающим водителям, называется перекрёстком с круговым движением. На нем никогда не бывает светофоров, поэтому это всегда нерегулируемый перекресток. Правила проезда на нем особенные.
Круговое движение бывает, как и обычные перекрестки, равнозначным и неравнозначным. Если круговой перекресток относится ко второму типу, то в таком случае водитель должен полагаться на соответствующие знаки. Если же перекресток с круговым движением равнозначный, то главная дорога всегда у тех машин, которые находятся уже на круге.
При въезде на круговое движение водитель обязательно должен показать правый сигнал поворота. Тот же поворотник должен гореть и в том случае, если транспортное средство выезжает с перекрестка с круговым движением.
Заезжать на перекресток с круговым движением водитель может с любого ряда, а вот выезжать только с правого. Также нужно следить за слепыми зонами, ведь при изгибе дороги некоторые машины не видно. Это особенно касается водителей, которые недавно получили права.
Нерегулируемый перекресток и пешеходы
Абсолютно все водители должны соблюдать правила движения и осторожность, особенно когда говорится о пешеходах. Если речь идет об обычных пешеходных переходах, все проще. Тормозить надо заранее, необходимо проявлять бдительность, особенно если на переход вступил ребенок.
Также водитель должен быть максимально аккуратным с теми пешеходами, которые перебегают дорогу в неположенном месте. Конечно, при аварии он будет не виноват, но человеческая жизнь гораздо дороже принципов. Для того, чтобы водитель в любой момент смог быстро отреагировать на опасность в виде нарушителя, необходимо постоянно соблюдать скоростной режим.
Стоит отметить, что водитель при проезде через нерегулируемый перекресток должен помнить и еще одно правило, касающееся пешеходов. Дело в том, что при повороте направо или налево любой участник движения обязан остановиться и пропустить пешеходов, которые собираются перейти дорогу, даже если там и нет специализированного перехода.
Предупреждение
В конце нужно сказать: «Водитель, соблюдай правила проезда нерегулируемых перекрестков!» Такие перекрестки — места повышенной опасности. Двигаться на них нужно медленно и аккуратно.
Особенно осторожным нужно быть, если дорожное покрытие оставляет желать лучшего. Даже если асфальт хороший, тоже не стоит пренебрегать простым ограничением скорости. Дело в том, если человек и не видит, это не означает, что на дорожном покрытии нет маслянистой пленки или грязи. Именно такие факторы негативно сказываются на нормальном сцеплении колес с дорогой. Если вдруг при маневре машину занесет, то именно на нерегулируемых перекрестках у водителя не будет шанса на исправление ситуации. И это еще хорошо, если в возможной аварии пострадает только другая машина, а если под колеса попадет пешеход, это грозит уголовной ответственностью.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://zakoniavto.ru/pdd-narusheniya-i-shtrafyi/chto-takoe-ravnoznachnyie-dorogi.html
- https://infocons.ru/raznoe/perekrestki-ravnoznachnyx-i-neravnoznachnyx-dorog-chto-takoe-ravnoznachnaya-doroga-i-neravnoznachnaya-ravnoznachnyj-perekrestok-znak.html
- https://www.ragnarokserver.ru/lishenie/chem-otlichaetsya-ravnoznachnyi-perekrestok-ot-neravnoznachnogo-proezd/
- https://pddmaster.ru/pdd/perekrestok-vid.html
- https://avtoved.com/pdd/perekrestok-ravnoznachnyh-dorog
- https://avto-urist.online/ravnoznachnyj-perekrestok/
- https://pddmaster.ru/pdd/ravnozn-perekrestok.html